Светлана Давыдова
Моделирование, как метод педагогического взаимодействия в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правильно, функциональности.
Публикация «Моделирование, как метод педагогического взаимодействия в детском саду» размещена в разделах
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей – макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику: «По правилам дорожного движения», «Домашние животные», «Космос», «Наш любимый детский сад», но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме, активизация лексического словаря, развитие монологической и связной речи, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, формирование навыков сочинительства, развитие общей и мелкой моторики рук, формирование творческих способностей, воспитание доброжелательности, развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. Дети старшего дошкольного возраста легко понимают, что такое план комнаты и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет. А ведь план – это и есть наглядная модель : отдельные предметы обозначены на нем при помощи заместителей, а взаимное расположение этих заместителей на листе бумаге повторяет расположение предметов в реальном пространстве.
В дальнейшем детям предлагаются игры с планом «Кукольная комната». В игре используются план комнаты и макет кукольной комнаты с небольшим количеством предметов (4-5 шт., различающихся размером, формой. Детям рассказывают историю: «Кукла Маша купила новую мебель, но она не знает, как ее лучше расставить в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель. Здесь Мишка поставил стол, здесь – шкаф…». Далее ребенку предлагается расставить мебель на макете так, как показано на плане (как «расставил Мишка»). Детям можно предложить рассказать, как они расставили «мебель», показать на плане или макете названные объекты (Что это такое?» указывают на один из заместителей, «А где на плане стол?»).
На первом этапе дети учатся рисовать план комнаты, план участка. Это может быть игра «Кукла Маша обставляет свою комнату». Затем игры усложняются. Например, игра «Найди клад» - когда строится план комнаты и фишкой отмечается место, где находится клад. По тому же принципу проводится игра «Положи цветок».
В старшей группе дети самостоятельно изображают план (обязательно нужна внешняя опора, например от двери, окна). Воспитатель ведет куклу по макету, дети изображают на плане ее путь. Затем детей учат читать перевернутый план (с изменением внешней опоры).
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выдрать нужный путь в разветвленной системе дорожек.