Боровкова Елена Васильевна
Моделирование — как форма работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование - как форма работы по экологическому воспитанию старших дошкольников (из опыта работы)
Острота современных экологических проблем выдвигает перед людьми требование - бережно, рационально и ответственно относиться к окружающей природе, её богатствам. Учить этому нужно с дошкольного возраста, потому, что именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Изучая её объекты и явления, дошкольники постепенно постигают мир, в котором они живут. Открывая удивительное многообразие растительного и животного мира, осознавая роль природы в жизни человека, дети учатся сочувствовать, сопереживать живым существам, бережно к ним относится. У детей постепенно формируются предпосылки для развития экологического мышления и культуры природопользования.
Публикация «Моделирование — как форма работы по экологическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В своей работе по экологическому воспитанию старших дошкольников использую такую форму работы как Моделирование экологических систем. Моделирование - это действенный метод, обеспечивающий усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, На его основе можно формировать экологические представления.
Особенность моделирования как метода обучения: оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметными и схематическими изображениями, знаками.
Моделирование экологических систем является наглядным методом экологического воспитания, так как позволяет сформировать в сознании ребёнка определённые яркие и устойчивые образы. Которые легко становятся у дошкольников узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе. Так же моделирование является практическим методом, потому, что позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми. Во время моделирования дети учатся строить простые логические цепочки и активно формировать ценностные ориентиры.
Примером такого моделирования может быть - моделирование плоскостного биоценоза «Лес».
Цель: формирование предпосылок для развития экологического мышления культуры природопользования, экологического сознания.
Обучающие задачи: расширять и углублять представления детей о животном мире леса. Способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Учить анализировать живые объекты, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать по элементам модели.
Развивающие задачи: развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между жизнедеятельностью живых существ и их средой обитания. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение рассуждать, доказывать своё мнение. Активизировать объяснительную речь детей.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости соблюдения правил поведения в лесу, бережное отношение ко всему живому на Земле. Воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание.
Оборудование: картинки – изображения: растений, птиц, животных, насекомых, обитающих в лесу. Два детских стола.
В установочной беседе с детьми воспитатель помогает детям вспомнить то, что они знают о лесе.
Что растёт в лесу? Какие деревья растут в лесу? (Дети выбирают нужную картинку, называют, располагают на плоскости стола)
Какие кустарники растут в лесу? Возле каких деревьев? (Дети продолжают работать с картинками и объяснять свой выбор).
Куда поселим травянистые растения и грибы? (Совместно с детьми воспитатель выясняет, где будут лучше расти грибы, земляника, клюква и. т. д.)
Получился ли лес? Почему? Что нужно сделать, чтобы получился лес? (Дети предлагают заселить животных).
Какие животные живут в лесу? (Дети выбирают нужную картинку, называют животных, чем питаются и располагают её на плоскости стола в нужном месте, объясняя свой выбор).
Какие насекомые живут в лесу? Почему? Зачем они в лесу? (Дети заселяют насекомых и объясняют свой выбор)
Каких жителей нужно ещё заселить в лес? (Дети заселяют птиц, объясняют при этом, кто, чем питается, где живёт и почему они так считают).
Дети рассматривают получившуюся модель леса. Делятся своими впечатлениями.
Воспитатель предлагает решить несколько экологических задач:
Что будет, если в лесу исчезнут птицы?
Что будет, если в лесу исчезнут деревья?
В ходе эвристической беседы (происходит от латинского слова «эврика[/i]», что означает – открытие, сопровождающейся изменением модели биоценоза «Лес» (постепенно убираются нужные картинки со стола, направленной на решение познавательного задания, на установление причин возникновения различных экологических нарушений в природе лесного сообщества. Дети с помощью своих рассуждений, опираясь на свой собственный опыт и знания,
делают важные для себя выводы и экологические открытия:
Человеку очень важно знать правила поведения в лесу и их обязательно соблюдать.
Человеку очень важно понимать, как опасно бездумное его вмешательство в жизнь обитателей леса.
Человеку важно понимать, что жизнь человека во многом зависит от «дружбы» его с окружающей природой.