Кобякова Ольга
Моделирование как активный метод работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия трактуют необходимость пребывания общества в постоянной динамике, которая обусловлена значительным увеличением потока информации. Специалисты дошкольного образования говорят о том, что дошкольникам необходимо давать ключ к познанию действительности, которым в дошкольной педагогике может стать модель [2].
Ребёнок дошкольного возраста не может записать информацию, письменно отметить что-либо в ходе непосредственно-образовательной деятельности, организованной в дошкольном образовательном учреждении.
Темочки:
Наиболее оптимальным и результативным методом, позволяющим максимально задействовать зрительную, двигательную и ассоциативную память, а также активизировать речь детей дошкольного возраста для решения познавательных задач является моделирование [3].
Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Данный метод обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью. Овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели в «уме», решать задачи «про себя», во внутреннем плане. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и так далее, педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию [4].
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать различные виды моделей, представленные в Таблице 1.
Таблица 1. Виды моделей, используемые в работе с детьми дошкольного возраста
Название Характеристика
Предметные модели Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)
Предметно-схематические модели Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания ( лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).
Графические модели Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Таким образом, использование моделирования с помощью специальных схем и моделей, воспроизводящих в наглядной и доступной форме скрытые свойства и связи того или иного объекта, помогает развить у детей дошкольного возраста мышление, внимание, память и речь.
Список использованной литературы:
1. Богославец, Л. Г. Современные педагогические технологии в доу: учеб метод пособие / Л. Г. Богославец. - Спб. Детство-пресс, 2011. - 111 с
2. Гальперин, ПЛ. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1985. - 123-125с.
3. Жуйкова,Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. - М. : Издательство Молодой ученый, 2012. -41-44с.
4. Сапогова, Е. Е. Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников. - М. : Педагогика,1978.- 233с.
5. Ткаченко, Т. А., Ткаченко Д. Д., Занимательные символы. -М. : Москва, Прометей, 2002.- 89-100с.