ольга шувайкина
Модель занятия по изобразительному искусству по мотивам народных росписей
▼ Скачать + Заказать документы
Основные образовательные области: художественно - эстетическое развитие.
Цель: закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства.
Программные задачи:
Образовательные: выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование. Упражнять в подборе относительных прилагательных; рисовании геометрических (круги, овалы, полосы, точки) и растительных узоров.
Публикация «Модель занятия по изобразительному искусству по мотивам народных росписей» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Развивающие задачи: развитие познавательного интереса в области изобразительного искусства, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности, развитие эмоциональной сферы и воображения воспитанников;
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна). Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами. Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.
Оборудование : загадки о видах росписи, картинки с разными видами росписи, Дымковские игрушки, народные промыслы : Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Городец – доски, матрешки . Краски, кисти, тарелочки из бумаги, вода в баночках, салфетки.
Орг. момент.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и поздороваемся.
Введение в тему. Сообщение темы.
Ребята, сегодня мы с вами идём на экскурсию в мастерскую, где рассмотрим работы народных мастеров – умельцев. Вы согласны?
Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на вопросы:
1. Назовите цвета радуги. (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
2. Как легко запомнить цвета радуги? (можно рассказать стих: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан)
3. Назовите основные цвета. ( красный, синий и желтый.)
4. Назовите теплые цвета. ( желтый, оранжевый, красный.)
5. Назовите холодные цвета. (синий, голубой, фиолетовый)
6. Какое настроение передают тёплые тона? (теплые тона передают веселое, радостное настроение)
7. Какое настроение передают холодные тона (Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься)
8. Как называется праздник, где люди продавали свои изделия? (ярмарка)
9. Какие виды росписей ты знаешь? (гжель, городецкая, дымковская, хохлома)
Воспитатель: молодцы, а теперь давайте пройдём в мастерскую.
Под музыку дети проходят на свои места
Основная часть.
Воспитатель: вот мы и в мастерской народных умельцев, посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Кто их изготовил? (Их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы) .
Воспитатель: ребята послушайте загадки и постарайтесь отгадать о какой росписи идёт речь.
1 Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня. (Дымковская игрушка)
Воспитатель: как изготавливали дымковскую игрушку?.(Сначала игрушку лепили, потом обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали)
-А какого цвета узоры на дымковских игрушках (используют все яркие цвета) Какие элементы росписи использовали мастера для игрушки (кружочки, палочки)
Находят на выставке изделия Дымковской росписи, рассматривают.
2 Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель).
Воспитатель. Что такое Гжель? (изделия, сделанные из тонкого белого фарфора, которые расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета). После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи, они становятся блестящими.
Находят на выставке изделия Гжели, рассматривают.
3 Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы.
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые,
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы. (Городец)
Воспитатель. Что же это за такая роспись - Городецкая? (Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки, мерцающие «оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.)
Рассматривание городецкой росписи.
4 Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там трава вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…(Хохломой)
На чём расписывают хохломскую роспись? (на деревянных изделиях)
Как называют хохлому (золотой) . Назовите элементы хохломской росписи (листья, цветы, ягоды)
Игра «4-й лишний».
Физкультминутка :«Юные художники»
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонечко присесть. Будем дружно рисовать
И картины создавать.
Воспитатель: молоды ребята!
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам всем стать настоящими мастерами и мастерицами и дополнить коллекцию в мастерской.
Будем расписывать тарелочки, используя ту роспись, которая вам больше понравилась. Не забудьте, что узор должен быть в центре тарелочки и по её краям.
Воспитатель: но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять: один, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
Воспитатель: молодцы,
Давайте вспомним правила рисования краской. Дети отвечают.
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами, за железную юбочку, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании тонких линий кисть держится почти вертикально, касаясь бумаги только кончиком.
3. Закрашивая большие плоскости, кисть ведется в одном направлении сверху или слева. Нужно проводить линию сразу не отрывая кисть от листа.
Перед тем как набрать краску на кисть необходимо смочить ее в баночке с водой,сняв лишнюю каплю о край банки. Брызги не должны лететь на работу.
Краска набирается на кисть понемногу, плавным обмакиванием кисти в банку или палитру с краской, лишнее всегда снимается, капать краска с кисти не должна.
При наборе другого цвета кисть хорошо промывается в банке с водой.
А теперь приступайте к работе. (звучит спокойная музыка).
Дети рисуют самостоятельно, используя знакомые техники рисования, оказываю помощь по мере необходимости.
Готовые работы выставляются на доску.
Воспитатель: ну, вот ребята, посмотрите какая замечательная мастерская у нас получилась.
Итог занятия.
Воспитатель: давайте, рассмотрим, что у нас получилось.
Артём,где мы сегодня побывали? Андрей, что мы делали в мастерской? Что вам показалось сложным, с чем вы легко справились? Дима, какой росписью ты расписал свою тарелочку?
Воспитатель: да, ребята, вы все постарались, мне тоже нравятся все ваши работы. Их можно все отправить на ярмарку, потому что они очень красивые. Вы все постарались, вложили в них душу и сердце!