Наталья Бурыгина
Модель построения работы по развитию ценностного отношения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Модель построения образовательного процесса в рамках развития Ценностного отношения к родному городу.
1. Труд взрослых.
2. Отдых и спортивная жизнь граждан.
3. Природа.
4. Культура поведения в городе.
5. Защитники города.
6. Почётные граждане города – героя.
7. История города.
8. Достопримечательности.
Публикация «Модель построения работы по развитию ценностного отношения к родному городу у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
В Федеральном образовательном государственном стандарте дошкольного образования заложены основы нравственно-патриотического воспитания посредством приобщения детей к традициям семьи, общества и государства, формирования представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях российского народа, отечественных традициях и праздниках.
Проблема патриотического воспитания занимает одно из основных мест в области гуманитарного знания. Изучению данного вопроса посвящены работы Р. И. Жуковской, Л. К. Беляевой, С. А. Козловой, Н. Ф. Виноградовой и др. В исследованиях, посвященных теме воспитания патриота, показано, что формировать представления о Родине у растущего человека необходимо с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. В этой связи проблема воспитания любви к родному городу является актуальной.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу.
Цель исследования: изучение теоретических основ проблемы патриотического воспитания, а также выявление педагогических условий воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.
Родной город для ребенка является малой родиной, местом, где он родился, растет и развивается.
К старшему дошкольному возрасту ребенок должен иметь определенный багаж знаний о своем городе. Он должен знать названия улиц, на которых находятся важные для него объекты: дом, детский сад, театр, библиотека, магазины, почта, аптека и др. Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется. К ним добавляются район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, чье имя носят. С этой целью необходимо проводить экскурсии по городу на природу, на предприятия. Большое значение имеет знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В патриотическом воспитании любви к родному городу пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи детям прививаются такие понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой и боевой подвиг и др. Важно подвести детей к пониманию того, что Родина помнит и чтит своих героев, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, парков, в их честь воздвигнуты памятники.
Из методов обучения большое внимание необходимо уделить игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир.
Основная форма познания окружающего мира - наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы : рисунки, аппликации, лепки, конструирование и т. д.
Естественная среда жизнедеятельности для ребенка – это «малая родина» : социальная и природная сфера микрорайона, отдельные страницы истории и культуры родного города.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району и городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Взрослый (педагог и родители) должны учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу, а значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые в воспитании, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника :
• экскурсии и целевые прогулки с родителями по рекомендации воспитателя или виртуальные с использованием ИКТ (экскурсии в краеведческий музей, парк славы, к мемориалу вечного огня, знаменитые улицы города и т. д.);
• рассказы и беседы;
• наблюдения;
• показ иллюстраций, фото, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписей (гимн страны, края, города, исполнение
• песен народного хора и др.);
• исполнение фольклорных произведений;
• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
• ознакомление с народным творчеством;
• организация тематических выставок (совместная работа родителей и детей);
• участие в общественных праздниках;
• участие в посильном общественно полезном труде;
• игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые;
• встречи с интересными людьми.
Участие детей во всех этих мероприятиях, конечно способствует расширению кругозора, повышению познавательной активности, чувства гордости за свой город и его жителей.
Методические рекомендации по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников
Чувство любви к месту, где он родился, вырос формируется у ребенка с раннего детства. Город, в котором ребенок живет, дорого ему, поскольку в нем находится его дом, детский сад. Будучи взрослым, человек вспоминает свое детство и те места, которые его окружали.
Работникам дошкольных образовательных организаций в процессе воспитания у детей любви к родному городу необходимо понимать, сложность и многогранность данного направления работы. В задачу воспитателей входит поиск наиболее эффективных путей деятельности. Прежде всего, педагогам нужно самим расширять и обогащать свои знания о родном городе. Это предполагает чтение краеведческой и исторической литературы, посещение памятных мест, музеев, выставок.
К сведениям и знаниям, которые должны получить дети о своем городе относятся следующие : уточнение названия города, его внешний облик, местоположение (окружающая природа, лес, озера); сведения об улицах, проспектах, главных площадях, наиболее характерных зданиях, современном строительстве – новые дома, бытовые здания (магазин, аптека, ателье); сведения о культурной жизни: школы, детские сады, библиотеки, дворцы культуры, музеи, административные учреждения. Начальные сведения о промышленности города, главным образом о тех предприятиях, где работают родители, о видах современного транспорта [10].
Знакомить детей с городом необходимо от простого, близкого к более сложному, далекому (от своей улицы, до главных мест в городе, от единичного, конкретного, к наглядному, общему.
Воспитание любви к родному городу – одна из важных задач, которую решает детский сад. Оно начинается с младшей группы. Знакомство с родным городом необходимо начать с улицы, на которой стоит детский сад. Целесообразно пройтись с детьми по главной улице города, акцентируя внимание ребят на ее ширине, размерах, зеленых насаждениях, домах, магазинах, общественном транспорте и др.
Посредством наблюдения и прогулок происходит воспитание у малышей любви к природе родного города, бережное отношение к зеленым насаждениям на своем участке и за его пределами. Дети наблюдают труд взрослых на прогулках (как увозят снег из города, посыпают дорожки песком; особенно необходимо использовать для наблюдения субботники – показать, с каким воодушевлением трудятся люди города, они любят и берегут город, в котором живут).
Дети средней группы должны уметь ориентироваться в ближайшей к детскому саду местности и их дому. Следовательно, нужно показать и рассказать об улицах, окружающих детский сад. Рядом с детским садом есть и другие детские сады, школа. Можно дать задание детям пройтись по улице, где расположен детский сад (или где живет ребенок, понаблюдать, какие там имеются здания, деревья, цветы, какой встречается транспорт, а затем рассказать об этом.
Дети 5–7 лет начинают заметно интересоваться общественной жизнью. Они живут тем же, чем и взрослые. Их уже интересует, почему так называется улица, на которой стоит их детский сад.
На знакомых улицах с детьми можно совершить экскурсии в овощной магазин, библиотеку, ателье, на почту, в аптеку. Дать доступные детям знания о крупных магазинах города.
Старшие дошкольники должны знать, что в городе есть заводы, фабрики, другие предприятия. Город постоянно растет и развивается : строятся новые красивые жилые дома, промышленные и культурные учреждения.
Любовь к родному краю, особенно если речь идет о дошколятах, начинается с краеведения, с изучения окружающей местности, родного города, двора, дома. В этой связи, работу с детьми можно организовать с малого и самого доступного пониманию малыша: «мой дом», «моя группа», «моя улица».
«Моя группа»
Можно предложить детям нарисовать на больших листах ватмана план группы: изобразить только стены, окна и двери (важно при этом соблюдать все соотношения, на отдельном листе картона нарисовать мебель в нужном масштабе, а затем аккуратно вырезать ее.
Затем необходимо зайти в группу вместе с детьми, осмотреть все вокруг, обсудить, показать схему и вместе расставить мебель так, как она расположена на плане. В случае возникновения у детей затруднений, можно помочь им. После совместной работы по перестановке мебели согласно плана предложить детям сделать это самим. Большое значение в данном случае придается идеям самих детей.
«Мой двор»
Совместно с детьми необходимо изучить двор, детскую площадку или скверик около своего детского сада. План двора, площадки изобразить на бумаге и научить детей ориентироваться по нему. Для закрепления материала можно предложить детям серию игр на ориентирование, заключающихся в поиске по карте спрятанных на территории предметов.
«Моя улица»
На большом листе бумаги нужно изобразить план улицы, на которой находится здание детского сада, игровая площадка, соседние дома и ближайшие переулки. На отдельных листах картона нарисовать и вырезать светофоры, дорожные знаки, вывески магазинов, киосков, написать названия улиц. Затем, можно предложить детям разложить объекты на план улицы так, как они расположены в действительности. Таким образом, можно проверить, насколько хорошо дети знают свой район, могут ли в нем ориентироваться самостоятельно. По такому плану можно катать небольшие машинки, «ездить» из дома в магазин или парк. Ну, а небольшие игрушки могут ходить по плану – гулять по улицам, посещать магазины, заглядывать друг к другу в гости.
«Мой город»
В комнате группы повесить на стену подробный план своего города. Вместе с детьми найти на карте улицу, на которой находится детский сад, дома, где живут ребята. Показать ребенку, где живут его бабушка и дедушка или близкие друзья. Нарисовать на карте их дома. Знакомые детям объекты можно обозначить на плане фломастером, а рядом наклеить еще и небольшие фотографии, чтобы дети быстрее запомнили, кто где живет.
Маленькие фотографии достопримечательностей города можно наклеить на карту, а большие изображения разместить рядом на стене. Целесообразно проводить работу с детьми по измерению расстояния до того или иного объекта, находить более короткие пути следования.
В старшем дошкольном возрасте уже можно проводить работу по формированию у детей представлений о сторонах света – Север, Юг, Запад и Восток. Соответствующие обозначения также наносятся на карту города. Таким образом, дети могут определить какой объект находится восточнее детского сада, какой западнее и так далее.
Перед тем походом на экскурсию, целесообразно показать детям на карте, куда и по какому маршруту будет осуществляться поход.
Кроме карты города, можно использовать и карту края, на которой дети видят не только расположение своего города, но и других населенных пунктов. По карте края можно определить, в каком направлении необходимо ехать, чтобы добраться до того или иного пункта, какое количество километров разделяет те или иные объекты. Для лучшего усвоения детьми понятия «километр» целесообразно пройти с ними пешком один километр и замерить время, которое для этого потребовалось.
Выводы
1. К началу старшего дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы основные представления о родном городе, других городах, а также о России в целом.
2. Важным условием воспитания любви к родному городу является наличие тесной связи между поколениями (детьми и родителями, бабушками и дедушками). Знание истории семьи способствует пробуждению у детей эмоционального отношения к своим корням.
3. В современной дошкольной педагогике разработана технология патриотического воспитания, включающая этапы работы в данном направлении, средства и методы, а также построение самого педагогического процесса.
4. Работу по воспитанию любви к родному городу целесообразно организовывать согласно логике «от близкого – к далекому» : моя группа – мой двор – моя улица – мой город – моя страна.