Светлана Шумакова
Конспект занятия «Многонациональная Россия. Татарстан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Знакомство с Татарстаном»
Цель: расширить и укрепить знания детей о многонациональной России, о народах, ее населяющих, об их обычаях и традициях. Познакомить с республикой Татарстан, гербом республики, национальными праздниками, играми.
Оборудование: карта России, портрет президента Татарстана, герб республики, атрибуты для игр.
Публикация «Конспект занятия „Многонациональная Россия, Татарстан“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика Татарстан
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Предшествующая работа: дать общее представление о татарской республике, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казни, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РФ, беседа о Татарстане, его городах.
Ход образовательной деятельности.
План:
1. Беседа о многонациональной России.
2. Беседа о Татарстане, столице Казани.
Рассказать об элементах на гербе Татарстана.
3 Национальный праздник Сабантуй.
Игры праздника: «Прыжки в мешке», «Скачки», «Горшок».
4. Татарский танец.
5 Угощение сладким Чак- чаком.
6 Итог занятия.
Ход проведения досуга
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Правильно, Россия. Наша страна большая и многонациональная, то есть в ней проживают люди разных национальностей, народов. Назовите народы, населяющие Россию. (русские, украинцы, евреи, чеченцы, башкиры, чуваши, якуты)Большую часть населения составляют русские. После русских, наибольшее количество жителей составляют татары.
-Как называется республика, где проживает большинство татар? Татарстан.
Назовите столицу Татарстана. Правильно, Казань.
-Дети, на каком языке общаются, говорят жители России? (на русском).А на каком языке разговаривают татары? (конечно, на русском и татарском). В нашей стране можно спокойно разговаривать на русском языке и знать, изучать в школе и говорить на родном для любого народа языке.
- У каждого народа есть свой герб, флаг и гимн. У Татарстана тоже есть.
Давайте расскажем какие цвета есть на флаге России и на флаге Татарстана.
Ребенок : Флаг имеет три цвета: верхний–зеленый, символ чистоты, чести и мира. В середине узкая полоска белого цвета. Внизу –красный цвет – цвет солнца и огня.
-Кто расскажет нам про герб Татарстана?
Ребенок: На гербе республики, на фоне красного солнца изображен белый барс, означающий силу и богатство. На боку у барса круглый щит с изображением астры. Щит означает защиту. А цветок –долгую жизнь.
Воспитатель: Крылатый барс защищает республику от войны. Цвета герба такие же, как на флаге республике. Красное солнце несет татарскому народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия земли.
Вверху герба тюльпан –любимый элемент орнаментов татарского народа.
Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе этой республики.
В республике есть свой президент. Посмотрите на картинку это- Рустам Нургалиевич Минниханов.
У каждого народа есть свои национальные игры и танцы, праздники. Самым большим праздником в Татарстане считается Сабантуй. На Сабантуй красили яйца, почти, как на православную Пасху. Их использовали во время праздника в разных веселых конкурсах, играх. Проводили соревнования по борьбе, причем в древности в них участвовали и женщины.
Ребенок:-Здравствуй, праздник Сабантуй!
Быстрый конь летит как вихрь.
Управляет им джигит.
А чуть дальше посмотри, на поляне силачи!
Вот высокий шест стоит, всех людей к себе манит.
Ребенок 2: А попробуй –ка в мешке пробежаться по траве.
Ведра, полные воды, очень быстро пронеси.
Смех улыбки, шутки, пляс –здесь все это и сейчас!
Веселись же и ликуй! Это праздник Сабантуй!
-Любой праздник начинается с торжественной и концертной программой. Сейчас мы станцуем татарский танец.
-Теперь начинаются соревнования участников праздника, которые покажут свои силу, ловкость и удачу.
а) Предложить мальчикам стать джигитами (дети объясняют значение слова) и провести соревнования «Скачки» (использовать мягкие игрушки)
Встать в 2 команды. Задание: оседлать своих коней и доскакать до подковы.
-Что такое подкова, для чего она нужна?
б) Девочкам пронести ведра с крупой, стараясь не рассыпать.
в) Два мальчика соревнуются со скалкой в силовом упражнении сидя на ковре (кто кого перетянет)
г) Девочкам провести соревнования «Бег в мешке» (мешки без дна).
На этом веселом празднике, как мы видим, проверяли силу, ловкость и молодецкую удаль. На Сабантуе проводятся разные народные татарские игры. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Горшок».
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего. Он становится в центре круга, подходит к игроку и говорит:
-Эй, дружок, продай горшок!
-Покупай!
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай!
После этих слов оба (продавец и покупатель) бегут в разные стороны, вокруг детей. Побеждает тот, кто первым добежит до «свободного» места.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, во что одеты на национальном празднике татары?
-Как называется головной убор у мужчин (тюбитейка, у женщин- калфак.
В пошиве костюма использовались разные материалы: мех, ткань, натуральная кожа, войлок (верблюжий или овечий).
Самые популярные цвета –бордовый, синий, изумрудный, белый, желтый, зеленый. Наряд, обувь и головной убор обильно украшали декоративными элементами. Очень популярна вышивка золотом, а также украшение монетами и бусинами. Популярным является растительный узор – тюльпан.
В традиционном татарском костюме использовались сапоги ичитек или ичиги. Их носят в течение всего года, надевая на тканные чулки. Летом используют модели с мягкой кожей, зимой –с грубой.
Обувь обязательно была с завернутыми вверх носками: татары считали, что нельзя царапать носками родную землю.
После праздника, все вместе пили чай и национальным вкусным, медовым чак –чаком.
Воспитатель: Нам бабушка Ильгиза тоже испекла это сладкое лакомство. Мы пойдем в группу и будем пить чай и вспоминать о традициях и праздниках гостеприимного татарского народа.