Марина Фёдорова
Многофункциональное пособие «Всё, что знаешь, нарисуй»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией.
Композиция, развивая образное мышление, приучает юных художников, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением ребёнка к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать детям понятие композиции, как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Слово «выразительная» сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. Для успешной работы в области композиции надо развивать у дошкольников наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.
Публикация «Многофункциональное пособие „Всё, что знаешь, нарисуй“» размещена в разделах
Задачи, решаемые с помощью пособия :
Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.
1) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо (составление сюжетных рассказов).
2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
3) Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности.
4) Овладение техническими приемами работы с различными материалами.
5) Развитие способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).
6) Формировать способность правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
7)Развивать эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
8)Способствовать к стремлению многоцветного изображения предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
9) формировать эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
10) способствовать более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
11) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).
Для создания более выразительной композиции рисунка мы предлагаем сочетать их с небольшими рассказами, историями по теме рисования. Заинтересовано слушая или придумывая, а затем и развивая рассказ, ребёнок обогащает сюжет своего рисунка, делая его более наполненным и красочным. Когда мы во время НОД показываем ребёнку образец и рассмотрев его предлагаем нарисовать, то ребёнок теряется, не знает с чего начинать, как продолжить. Показывая полностью способы изображения пейзажа, мы тратим много времени. Поэтому наше пособие это быстрый и лёгкий способ появления пейзажа, он нагляден, а совместив его с сюжетным рассказом, мы делаем процесс рисования лёгким, тем самым стимулируем дошкольника к наиболее успешному решению поставленной задачи.
Например:
Сергей Михалков «Рисунок»
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой - корову,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я черным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул -
И яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил -
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.
Рассказ Валентина Сутеева «Капризная кошка»
Для примера мы предлагаем вот такие сюжетные рассказы по теме НОД по художественному творчеству.
Тема: Весна.
Наступила весна. Выглянуло яркое, жёлто-золотое солнышко. Растаял на озере лёд, засинела вода. На берёзке набухли коричневые, овальные почки. Защебетали весёлые серенькие воробышки. А на кустике ивы появились первые жёлтенькие, как цыплятки, мохнатые почки.
Тема: Домашние животные.
Жил был добрый, розовый Поросёнок, он был вот такой. Он отправился гулять. (дерево). Однажды выглянуло вот такое яркое, лучистое солнышко. Стало Поросёнку жарко. Но он не растерялся, зашёл в прохладную синюю лужу, вот как хорошо.
Тема: Дикие животные.
Однажды осенью ёжик пошёл на охоту, он был вот такой. Бежит он по тропинке и не замечает, что на иголки ему вот такой красивый листик упал. Остановился ёж, пофыркал, принюхался и почувствовал, чем пахнет осенью в лесу (грибами, да вот какой крепкий, коричневый гриб в траве ёжик нашёл. Молодец!
Книжечки-подсказки. Образцы.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. (образцы)
От предметного рисования (изображения дерева, животных, растений, предметов окружающей действительности) нам никуда не уйти, этот навык необходим при рисовании на любую тему.
На практике мы обратили внимание, что дети, используя образцы не всегда понимают, как ими пользоваться и изображают этапы рисования все сразу, просто перенося их на свой лист. Это путает детей. Поэтому мы предлагаем сделать вот такие книжечки-подсказки, где на одной страничке, один элемент объекта. Листая странички ребёнок, путём сравнения догадывается, какой новый элемент добавился и добавляет к изображению у себя на рисунке. Закончились странички и новый знакомый оказался на рисунке. Это ли не чудо и главное ребёнок сам нарисовал его!