Получи документы

Многофункциональное игровое пособие «Речевой куб» (1 фото)

Елена Ратченко
Многофункциональное игровое пособие «Речевой куб»

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей.

Публикация «Многофункциональное игровое пособие „Речевой куб“» размещена в разделах

Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Этому условию соответствует разработанное в нашем детском саду игровое пособие "Речевой куб".

Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт). На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется учителем-логопедом и воспитателями по мере усвоения детьми различных тем.

Кубы используются как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи в логопедических группах ДОУ. Обычно работа с ними ведется:

- на индивидуальных логопедических занятиях (учитель-логопед);

- на занятиях по развитию речи (воспитатель);

- индивидуально вне занятия (воспитатель);

- в самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с учителем-логопедом. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба.

Можно рекомендовать использование "Речевых кубов" и для работы с детьми массовых групп. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от трех до семи лет.

Оно многофункционально и дает им заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.

Каждый куб имеет свое название, отражающее цели его (куба) использования. Например, для знакомства детей с органами артикуляционного аппарата создан куб "Язычок и его домик". На шести гранях изображены органы артикуляционного аппарата. К каждой картинке подобрано короткое стихотворение. Содержание стихов детям известно. Суть игры состоит в том, что учитель-логопед читает стихотворение, а дети показывают соответствующую грань куба, выполняя простые упражнения, свойственные данному артикуляционному органу: губам, языку, нижней челюсти

и т. д.

Куб можно использовать с трехлетнего возраста: как пропедев

Многофункциональное игровое пособие «Речевой куб»

тический перед выполнением более сложных артикуляционных упражнений или как часть физминутки в целях профилактики (для предотвращения неправильной постановки звуков речи).

Цель занятий с кубом "Зарядка для языка" - совершенствование мимических и артикуляционных способностей детей. К каждому артикуляционному упражнению подобраны сигнальная карточка по названию упражнения и небольшое стихотворение. Учитель-логопед (воспитатель) читает, а дети выполняют упражнение, находя соответствующий сигнальный рисунок (грибок, качели, заборчик, часики и т. д.).

Куб "Сенсорик" используется для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. На его гранях вместо прозрачных кармашков рас-полагаются съемные коврики, сшитые из разных материалов и соединенные между собой пуговицами разных размеров. Посередине каждого коврика есть разъемные застежки (молнии, пряжки, ленточки, кнопки, липучки, шнуровки). Задача ребенка -расстегнуть застежку и сказать, кто изображен в окошке.

Куб "Звуковая лесенка" помогает достичь следующих целей:

- автоматизация изолированного звука;

- выработка длительной воздушной струи;

- формирование звуковой культуры речи.

На гранях данного пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков (горы, змейка, улитка, чайник кипит, лабиринт, самолет с оставшимся следом). Ребенок находит заданное изображение и произносит звук на одном выдохе, проводя по звуковой лесенке пальчиком.

Куб "Магнитофон" помогает:

- развитию слухового внимания, восприятия;

- овладению темпо-ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи;

- развитию умения владеть своим голосовым аппаратом.

На гранях данного куба изображены картинки-символы, характеризующие темп и громкость речи (например, черепаха может символизировать медленную речь; самолет или ракета — быструю; барабан или труба - громкую; приложенный к губам вытянутый указательный палец — тихую речь или шепот и т. д.). Используя этот куб в игре, можно петь, рассказывать стихи, воспроизводить звуки, слова, сказки, истории, самостоятельно или совместно с взрослым произносить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки и т. д.

С помощью куба "Звукарик" закрепляются навыки звукового анализа и синтеза. К нему изготавливаются три предметные карточки и три звуковые схемы. Суть игры состоит в том, что к каждой предметной картинке ребенок должен найти соответствующую звуковую схему. Степень сложности заданий постепенно возрастает.

Цель занятий с кубом "Цветной" - закрепление согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, а также уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов. Данный куб разноцветный, цвет его граней соответствует цвету предметных картинок в карманах.

Учитель-логопед (воспитатель, глядя на верхнюю грань, говорит: "У меня на синей грани изображен синий пиджак". Затем переворачивает куб на другую грань и, передавая его ребенку, спрашивает: "А у тебя?".

Куб "Сочиняй-ка" обучает рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки. К этому пособию предполагается дополнительное оборудование: фигурки персонажей, домашних и диких животных, птиц, сделанных из ковролина с липучками. Сам куб мягкий. Каждая его грань служит опорой для развития сюжета. Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие также может быть использовано для пересказа коротких рассказов или для выборочного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей послужат в качестве наглядного плана.

Куб "Сосчитай-ка" помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. Этот куб тоже мягкий. На его гранях изображены предметы, которых должно быть несколько (от одного до шести). Играть с ним очень просто. Ребенок, глядя на верхнюю грань куба, говорит: "У меня две морковки". Затем переворачивает его любой другой гранью и передает следующему со словами: "А у тебя?".

«У меня пять яблок» и т. д.

С двумя последующими кубами можно работать разными способами. К примеру, "Слоговой" имеет три варианта использования.

В первом варианте целью является упражнение детей в преобразовании односложных слов в двусложные или многосложные. На каждой грани куба в карманчиках находятся предметные картинки (дом, сом, мяч, суп, нос, кот). Вначале ребенок четко повторяет данные слова за учителем-логопедом, а потом самостоятельно, поворачивая грани куба. Затем задание усложняется игрой "Один-много" (образование множественного числа существительных, в процессе которой получаются двусложные слова из открытых слогов (дома, мячи и т. д.). А игра ’’Назови ласково" (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) позволяет образовывать многосложные слова.

Во втором варианте цель — учить определять количество слогов в слове, подбирать к заданной слоговой схеме картинки на кубе. На каждой грани куба находятся предметные картинки, например, с изображением деревьев (ель, липа, дуб, ива, рябина, береза). Учитель-логопед предлагает выбрать для посадки деревья с односложными названиями (ель, дуб, затем двусложными (ива, липа) и трехсложными (береза, рябина).

Третий вариант использования этого куба учит детей отвечать на вопросы предложениями, насыщенными словами сложной слоговой структуры. На каждой грани куба расположена сюжетная картинка с изображением профессий людей. Учитель-логопед спрашивает: "Что делает скульптор?". Ребенок находит на кубе сюжет и отвечает: "Скульптор лепит скульптуру". Педагог задает аналогичные вопросы к остальным картинкам с изображением: парикмахера, водопроводчика, балерины, экскурсовода, регулировщика и т. д.

У куба "Образуй словечко" два возможных способа использования. Цель первого — обучение умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью сюжетных картинок на каждой грани куба. (Мальчик подходит, выходит, заходит, переходит, обходит, отходит.) Ребенок, переворачивая куб, называет новые словоформы глагола.

Во втором варианте дети обучаются умению различать по смыслу однокоренные глаголы с разными приставками с помощью схем. В этом случае на гранях куба изображены схемы приставочных глаголов. Задания могут быть самыми разнообразными:

- действия с игрушечной машинкой: выполнить действие, составить предложение с приставочным глаголом по схеме, выпавшей на грани куба;

- действие с кубом и предметной картинкой: подобрать к картинке правильное и точное действие (глагол) и показать на кубе схему к этому глаголу; р выполнить действие по схеме на кубе;

- действие с кубом и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением приставочного глагола (по схеме, показать соответствующую картинку;

- подобрать к глаголу приставку, используя схему.

Таким образом, использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе и на логопункте, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Публикации по теме:

Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Белкины запасы»Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Белкины запасы» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: развитие и совершенствование мелкой моторики.

Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Часики»Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Часики» Дидактическое игровое пособие «Часики» Данное пособие помогает решать ряд задач по мелкой моторике и сенсорному развитию, ФЭМП и развитию.

Многофункциональное игровое дидактическое пособие «Торт» из поролонаМногофункциональное игровое дидактическое пособие «Торт» из поролона Назначение: дидактическое пособие предназначено для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, среднего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многофункциональное игровое пособие «Речевой куб»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 13:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Многофункциональное игровое пособие «Речевой куб»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ратченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД