лидия попова
Многофункциональное дидактическое пособие «Планшет Знаний «Мой мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное дидактическое пособие
«Планшет Знаний: «Мой мир»
Авторы: Попова Лидия Викторовна, Брюховских Екатерина Сергеевна.
Организация: МАДОУ «Детский сад №28»
Актуальность: [i]«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему словам- он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский. [/i]
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего
образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи,
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Планшет Знаний „Мой мир“» размещена в разделах
эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть
становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания
дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного
поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний,
осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко
всему живому. П. Г. Федосеева считает, что основной целью экологического
воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал
экологической культуры и становление на этой основе у детей научно - познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней
закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник
ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе
со стороны взрослых, воспитателей и родителей. Усвоение ребенком
дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения
в природе способствует установлению экологически правильных
и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой,
средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании
экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная
насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную
и мотивационную сферы личности ребенка».
Нами было разработано многофункциональное дидактическое пособие
«Планшет Знаний. Мой мир». В ходе игры у детей сформируется умение
классифицировать предметы по определенным группам.
Описание игры:
Игра предназначена для детей от 2-7 лет и может быть использована в
совместной деятельности детей, детей и воспитателя.
Планшет знаний представляет из себя прозрачный экран, на который
могут прикрепляться тематические картины с внешней стороны, а на лицевую
сторону прикрепляются картинки на липучках, подходящие по теме. В ходе
игры с планшетом, дети познакомятся с живой и неживой природой,
животными и птицами из разных сред обитания и научатся классифицировать
их по заданным признакам.
Игра включает в себя:
1. Планшет из прозрачного пластика.
2. Картинки - фоны для дидактических игр.
3. Картинки на липучках на тему:
• «Живая и неживая природа»
• «Кто где живет? Море и трава»
• «Домашние и дикие животные»
• «Сезонная одежда»
• «Перелетные и зимующие птицы»
4. Дидактические игры:
• «Укрась бабочку»
• «Найди тень»
• «Найди отличия»
Цель: сформировать у детей дошкольного возраста начало
экологической культуры посредством игр.
Задачи :
- расширить кругозор детей о свойствах и объектах живой и
неживой природы через разные виды и игр;
- развитие интеллектуальных способностей воспитанников, связной
речи, пространственного мышления и памяти.
-развивать понимание гармонического единства и целостности
экологической системы планеты Земля.
- закрепить знания детей о домашних и диких животных и месте их
обитания;
- воспитать бережное и осознанное отношение к живой (растения и
животные) и неживой (вода, земля) природе, заложить практические навыки
безопасного поведения в природе.
- учить детей соблюдать правила игры, внимательно выполнять
инструкции.
Ход игры: выбирается дидактическая игра на интересующую тему. На
заднюю часть экрана крепится фон, соответствующий этой игре и
подбираются картинки по теме. Игра или беседа строится исходя из задач и
целей обучающего момента.
Описание дидактических игр:
1. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные».
Цель: Закреплять знания детей о домашних и диких животных.
Задачи:
- учить детей называть диких и домашних животных, классифицировать их.
- развивать речь; память, внимание,
- воспитывать любовь к природе.
Материал к игре:
Карточка «Домашние животные» с изображением дома, карточка «Дикие
животные» с изображением леса, набор картинок домашних и диких
животных.
Правила игры:
Воспитатель предлагает детям взять карточку с животным, назвать это
животное и «поселить» её там, где оно живёт. Если это дикое животное, то
ребёнок прикрепляет карточку в лесу, а если домашнее, то возле дома.
2. Дидактическая игра «Кто где живет?
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их
местом обитания.
Ход игры: правильно расположить карточки по местам обитания животных.
3. Дидактическая игра «Сезонная одежда»
Цель игры : выполнение игровых действий на
сортировку сезонной одежды по картам – панно, обозначающие времена
года.
Дидактическая задача: определить по внешнему виду одежды ее время
года, и сортировать карточки с одеждой по 4 временам года: Лето, осень, зима,
весна.
Игровая задача: правильно распределит карточки с одеждой по
временам года.
Воспитательная задача: соблюдать правила игры, внимательно
выполнять инструкции.
Ход игры:
1. Организационно-мотивационный этап
Педагог предлагает поиграть в игру «Одежда по сезону»
Дети, а какие времена года вы знаете?
Верно: лето, осень, зима, весна.
Каждое время года по-своему прекрасно. Летом погода теплая,
солнечная. Можно загорать, купаться. Осенью погода дождливая, пасмурная.
Зимой погода холодная, снежная. Весной тает снег, зацветают первые цветы,
животные меняют свои шубки на летние.
Нужно правильно одеваться в каждое время года. Поэтому очень важно
правильно распределить одежду по временам года.
Дети правильно называют одежду и соотносят ее со временем года.
5. Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: формировать обобщённые представления у детей о зимующих и
перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах
обитания.
Задачи:
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Воспитывать любовь к природе родного края.
1) «Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих
птиц. На одну сторону планшета с помощью липучек они прикрепляют
перелётных, а на другую зимующих птиц.
2)«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни,
некоторые повадки и т. п. Ребёнок находит птицу по картинке
3)«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза.
В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти
называют, какой птицы не стало.
4) «Какая птица лишняя»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду;
уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь
различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.
Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к
кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают
птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой
выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на
картинках.
5) «Продолжи, найди причину»
Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой
природы через экологические цепочки.
Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.
Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются
насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков
и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе
гнезда/.
6) «Кого не стало»
Цель: формировать грамматические категории, образование
существительных в родительном падеже
Ход игры :
На планшете выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц,
предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают
глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают
глаза и называют, какой птицы не стало.