Марина Мухаматшина
Многофункциональное дидактическое пособие для детей младшей группы «Опытно-экспериментальная станция «Малышарики»
▼ Скачать + Заказать документы
"Опытно-экспериментальная станция "Малышарики".
Цель: формирование ценностного отношения к окружающему миру
Задачи:
- поддерживать интерес к окружающему миру, предметам ближайшего окружения;
- развивать интерес к явлениям в природе;
- поддерживать любознательность, склонность к экспериментированию;
- формировать представления экологической картины мира;
- воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие для детей младшей группы „Опытно-экспериментальная станция „Малышарики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2023
Описание пособия : Дидактическое пособие «Опытно – экспериментальная станция «Малышарики»» представляет собой трёхстворчатую ширму, выполненную из фанеры. С одной стороны ширма обклеена тканью и представляет собой фланелеграф, на котором расположены «Календарь природы», д/и «Эколята» и главные герои пособия Малышарики. С другой стороны ширмы прикручены различные баночки, трубочки, стаканчики и др. для детского экспериментирования и проведения опытов.
Пособие включает в себя также набор дидактических игр по заданной теме. Игры выполнены из фетра, а также есть печатные дидактические игры.
Главные герои дидактического пособия – Малышарики. Они сшиты из фетра и представляют собой паликовый театр «топотушки».
Малышарики-герои популярного у детей мультфильма. Они сопровождают детей во всех играх, представленных в данном пособии. Малышарики помогают детям выполнять различные задания, участвуют с ними в проводимых опытах и экспериментах.
Пособие предназначено для детей 2-4 лет.
Содержание пособия :
1. Д/и «Календарь природы»
Цель: Формирование представлений о временах года, развитие познавательного интереса.
Задачи:
- Учить узнавать времена года по сюжетным картинкам.
- Воспитывать любовь и уважение к природе.
Ход: Игра представляет собой дерево с разноцветными лепестками. На каждом лепестке изображено природное явление. В центре – вращающаяся стрелочка.
Дети наблюдают за состоянием погоды за окном или во время прогулки, с помощью стрелочки указывают на нужную картинку.
2. Д/и «Окно в природу»
Задачи:
- Углублять знания детей об объектах живой и неживой природы.
- Учить наблюдательности.
- Создавать условия для развития речи детей
- Развитие творческих способностей детей.
Ход:
Игра представляет собой рамку для фотографий, оформленную в виде окна. Также прилагается вариант распечатанного и заламинированного окошка, на которое с помощью липучек крепится то, что увидели за окошком-рамкой.
Дети смотрят в импровизированное окошко. Рассказывают, что видят за окном, какая погода, какие предметы.
Далее, то что увидели, прикрепляют с помощью липучек к окошку.
Затем детям предлагается нарисовать или слепить увиденное.
3. Д / и «Одень куклу по погоде».
Задачи:
-Формировать представление детей об одежде, обуви и головных уборов, их связи с сезоном и погодой.
-Закреплять знания о временах года.
Ход:
Игра выполнена из фетра и представляет собой фигурку ребенка с набором одежды по сезонам. Дети играют с куклой. В игре называют одежду, думают, в какое время года эта одежда будет нужна. Одевают куколку, соблюдая последовательность при одевании. Обыгрывают различные ситуации.
4. Д/и «Тучка. Времена года»
Задачи:
- формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностях;
- учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в природе;
- расширять словарь детей по теме «Времена года»;
- развивать мышление, внимание, память, воображение;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход:
Игра представляет собой тучку, сшитую из фетра, к которой прилагается комплект съёмных деталей по временам года.
Ребёнку загадывается загадка на тему «Времена года», он отгадывает её и по отгадке наряжает тучку.
5. Д/и «Путешествие капельки».
Цель: -Дать детям понятие о важности воды, о её значении для всего живого.
Ход:
Игра выполнена из фоамирана. Представляет собой круг с наклеенными элементами, изображающими путешествие капельки воды. в центре круга – вращающаяся стрелочка. Дети вращают стрелочку по кругу и наблюдают за передвижением капельки воды.
6. Д/и «От чего Земля грустит»
Цель:
- Познакомить детей с правилами поведения на природе
- Воспитывать бережное отношение к природе
Ход: Игра представляет собой сшитую из фетра планету Земля.
Детям предлагаются различные ситуации, в которых говорится о правильном и неправильном поведении в природе. Ситуация обсуждается с детьми. Если говорится о хорошем поведении в природе, то дети прикрепляют улыбку на фигурку Земли. А если в ситуации говорится о неправильном поведении в природе, то земля, начинаеи грустить (улыбку сменяют на грусть, «хватается руками за голову».
7. Д / и «Сортировка мусора»
Задачи:
- способствовать формированию экологической культуры, развивать умение классифицировать.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность.
Ход: Игра представляет собой набор пластиковых контейнеров разных цветов и набор вырезанных из бумаги и залавминированных картинок с изображением отходов продуктов питания, бытовой мусор, стекло и другие. Дети рассматривают картинки, отмечают, к какой категории они относятся и опускают их в нужный контейнер.
8. Д / и «Что из чего»
Задачи:
- формирование представления о создании и физических характеристиках объектов окружающего мира;
- знакомство с продукцией, производимой руками человека;
- формирование представления о назначении разных вещей и значимости человеческого труда;
- развитие любознательности, расширение кругозора и словарного запаса по теме «Предметы»;
Ход:
Игра включает в себя игровые поля по определённой теме (пластик, стекло, дерево, металл и другие) со съёмными картинками на липучках.
Каждый ребёнок получает по игровому полю. Маленькие карточки складываются в мешочек. Ведущий вынимает из мешка по одной карточке и спрашивает, кому подходит картинка. Картинка достается тому игроку, у которого подходящее игровое поле.
Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свою карточку подходящими для нее картинками.
9. «Экспериментируем с водой»
Задачи:
- Знакомство детей с окружающим миром
- знакомство со свойствами воды, с качеством материалов
Ход:
Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Для этого хорошо использовать наше пособие.
Дети наливают, переливают водичку по сосудам и трубочкам. Наблюдают, как течёт вода. Экспериментируют с различными предметами: лёгкий-тяжёлый, тонет- не тонет; наблюдаю, как тает снег, сосульки.
Предлагается поиграть в такие игры как: «Волшебный камешек», «Разноцветная вода», «Почему плачет сосулька», «Водопад» и другие.
10. Д / и «Катится – не катится»
Задачи:
- формировать умение различать предметы по форме.
- совершенствовать осязание.
- обогощать сенсорный опыт детей.
- воспитывать самостоятельность.
Ход:
Дети прокатывают по разноцветным дорожкам предметы различной формы- шарик, кубик, ромб и другие. Наблюдают и сравнивают, какой предмет катится лучше.
11. Д / и «Горячее-холодное»
Задачи:
- формирование навыка определения горячих и холодных объектов на глаз;
- совершенствование умения делать простые логические заключения;
- закрепление навыка сравнения и обобщения;
- развитие сообразительности, концентрации внимания.
Ход: Игра представлена в двух вариантахю 1-й вариант включает в себя мгровые поля и карточки-картинки, наклеенные на крышечки от бутылок.
2-ой вариант представляет собой мгровые поля и съёмные карточки-картинки на липучках.
Дети рассматривают картинки, думают и обсуждают с воспитателем, какие предметы бывают холодными, а какие горячими. Заполняют карточками соответствующие игровые поля.
12. Д / и «Плавает или тонет»
Задачи:
- Расширять представления детей о плавающих и тонущих в воде предметатах.
- развивать интерес к окружающему миру.
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать.
Ход: Игра представляет собой два игровых поля в виде аквариумов и съёмные картинки на липучках. Детям предлагается рассмотреть картинки, определить, какой предмет будет плавать, а какой утонет. Далее дети прикрепляют нужную картинку сверху или снизу аквариума.
13. Д / и «Горькое, солёное, сладкое».
Задачи:
- Закрепить представление о вкусе;
- учить группировать предметы по вкусовым качествам: сладкий, кислый, горький, солёный.
Ход: Игра включает в себя 4 игровых поля в виде тарелочек и карточки-картинки, которые крепятся к мгровому полю с помощью прищепок. Дети рассматривают картинки, думают, обсуждают, что к какой категории относится. Далее с помощью прищепок крепят карточку к нужному игровому полю.
14. Д / и «Тактильные ёжики
Задачи:
-различать на ощупь разные поверхности;
-развивать память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику;
-развивать умение классифицировать предметы, объединять их в группы по общему признаку.
Ход: Игра выполнена из фетра и представляет собой плоскостные фигурки ёжиков со съемными шкурками. Каждая шкурка обклеена материалами различного качества.
Ребенку предлагается на ощупь определить, что несет каждый ежик на спинке. Если ребенок затрудняется, то совместно с воспитателем рассматривают материалы, определяют и называют, что это за материал, какие свойства он имеет.
Воспитатель предлагает потрогать ежиков, определить, какие они на ощупь, и угадать, на что (кого) похожи ( например: колючий как еж, пушистый как цыпленок, гладкий как лягушка).
15. Д / и «Тактильные мешочки»
Задачи:
- развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, память и внимание.
- развивать воображение и координацию движений рук
Ход: В большой мешочек помещаются сшитые подушечки, наполненные различными материалами. Детям по очереди предлагается достать подушечку и опознать что в ней находится посредством осязания.
Затем передают мешок следующему игроку и продолжают выполнение задания.
Также можно попросить найти пару выбранному мешочку.
16. Д / и «Чья шкурка»
Задачи:
- развивать мышление детей.
- развивать воображения и творческих способностей детей.
- познакомить и закреплять названия разных животных
- активизировать познавательную деятельность детей.
Ход:
Игра сшита из фетра и представляет собой карточки с вырезанными силуэтами животных. К ним прилагается набор карточек с нанесенным изображением шкурки животного. Дети путем прикладывания подбирают нужную шкурку животному.
17. Д / и «Угадай по запаху».
Задачи: - Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств – обоняния.
- учить узнавать знакомые вещества по запаху
Ход: Игра состоит из контейнеров от киндер сюрприза, наполненных разными специями. Дети нюхают коробочки, определяют по запаху, что может находиться в коробочке. Можно попросить ребёнка найти выбранной коробочке пару.
18. Д / и «Подбери по цвету»
Задачи: :
- учить правильно, узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый)
- развивать зрительное (сенсорное) восприятие
- развивать мелкую моторику рук
- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память).
- воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам)
Ход: Игра выполнена из фетра и представляет собой набор карточек с вырезанными силуэтами бабочек и листочков, а также набор карточек с основными цветами. На столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он может быть цвета, и кладет картинку на карточку соответствующего цвета. Одновременно может играть несколько человек, по очереди вытаскивая картинки.
19. Д / и «Тяжелое – лёгкое»
Задачи: - Формировать у детей умение различать и называть предметы окружающего мира.
- Развивать умение сравнивать предметы. .
- Развивать внимание, мышление и память.
- Воспитывать у детей любознательность, интерес к экспериментам
Ход: Игра представляет собой два распечатанных и заламинированных игровых поля и набор карточек на липучках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, Подумать, какой предмет лёгкий, а какой тяжёлый. Поэкспериментировать с предметами. Прикрепить картинку на нужное игровое поле.
20. Д / и «Чьи следы»
Задачи: - развивать у детей умение распознавать и различать животных по отпечаткам лап;
- расширить знания о жизни животных;
- воспитать любознательность и заботливое отношение к природе;
- развивать память, внимание, способность логически мыслить.
Ход: Игра состоит из карточек, на которых изображены тени животных и их следы, а также картинки на липучках с изображением животных. Дети рассматривают карточки, подбирают картинку животного, соответствующую тени на карточке.
21. Д / и с фонариком «Кто спрятался под листочком»
Задачи: -развитие навыка исследовательской деятельности и экспериментирования
- воспитание любви к природе
Ход: Игра представляет собой игровые карточки с изображением цветных листиков клёна и карточек – листиков черно-белых. Под цветной листик подкладываем чёрно-белый и с помощью фонарика просвечиваем и угадываем, что же или кто спряталось под листком
22. Д / и «Волшебный фотоаппарат»
Задачи: - воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным
- расзивать мышление детей, внимание
- развивать речь детей.
Ход: Игра состоит из распечаианного и заламинированного фотоаппарата, в который через прорези вставляется лента, разделённая на кадры. В каждом кадре – изображение животного. Ребёнок передвигает ленту и называет животное, попавшее в объектив фотоаппарата.
23. Вмдоискатели «Облака», «Следы».
Задачи: -Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности у детей
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Ход:
Видоискатель представляет собой рамку, разделенную на 8 квадратов и окошко посередине. На лицевой стороне видоискателя напечатаны основные формы облаков (следы домашних животных). Дети во время прогулки наблюдают за облаками или рассматривают следы на снегу в окошко видоискателя. затем по картинке определяют на какой след или облако похоже.