Наталья Образцова
Мнемотаблицы как способ интеграции родителей в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотаблицы как способ интеграции родителей
в образовательный процесс
МБ ДОУ «Детский сад 173», учителя-логопеды
Бородаева З. М., Михайлова Т. М., Образцова Н. В., Свириденко М. Ю.
Учителя-логопеды из года в год отмечают увеличение числа детей с осложнёнными вариантами ОНР, когда собственно речевой дефект воспитанников сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как эмоционально волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, нарушения отдельных видов гнозиса и праксиса.
Публикация «Мнемотаблицы как способ интеграции родителей в образовательный процесс» размещена в разделах
Родители всё больше жалуются на трудности, связанные с воспитанием собственных детей, а ещё сложнее с развитием и с коррекцией дефектов и недоразвитий. Особенно страдают психические процессы и для логопедов это бедность словаря, трудности в автоматизации звуков, составлении детьми фразы, запоминании и пересказе текста, заучивании стихов и т. д. Проблемы семьи связаны с тем, что у родителей нет достаточного представления о психофизических, возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка, они не владеют средствами, методами, приёмами обучения детей. Поэтому дошкольное учреждение и призвано стать открытым по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста, особенно детей с ОВЗ.
Заучивание стихов – важный компонент в развитии психических и речевых функций; это гимнастика для мозга и требует больших усилий от ребёнка и от взрослого. Но рифма, ритм, красочные эпитеты, метафоры, сравнения остаются в памяти ребёнка, развивают его лексику, связную речь, воображение и, конечно, память.
Поиски приёмов и методик для приобщения, вовлечение родителей в процессы развития и коррекции речи детей с ТНР, подсказали нам использование мнемотехники как интересного и увлекательного метода, как для детей, так и для взрослых. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить в интересный и доступный вид деятельности, чем и является мнемотехника. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
У наших воспитанников сильно снижена речеслуховая память и продуктивность запоминания, поэтому наглядный материал усваивается лучше и использование мемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, сенсорных эталонов, знаков, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте. Символы максимально приближены к речевому материалу.
Мнемотехника – облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основным приёмом мнемотехники является моделирование. Моделирование – совместная деятельность педагога, родители и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов, предметами схематическими изображениями, знаками. Наглядный материал усваивается лучше вербального, зрительный план позволяет значительно быстрее вспомнить текст стихотворения или рассказа.
Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мемотаблицы, т. к. ещё идёт формирование сенсорных эталонов. А в старшем возрасте одним цветом - графически. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, развитие мелкой моторики, связной речи.