Наталья Балашова
Долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Люблю березу русскую» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д/с № 10 «Солнышко» Г. Приволжска
Долгосрочный проект «Люблю березу Русскую» (познавательно исследовательский) старшая группа
Подготовила воспитатель: Балашова Н. Ю.
Актуальность
Публикация «Долгосрочный познавательно-исследовательский проект „Люблю березу русскую“ в старшей группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Поэтому и возникла мысль реализовать проект с детьми старшей группы именно о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в дошкольном возрасте. Березу можно увидеть повсюду. Наш детский сад стоит в хороводе из берез, да и на нашем участке растет белоствольная красавица, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.
Цель проекта :
Формировать у детей и родителей представление о русской березе
Задачи проекта
Образовательные:
расширить представления детей о березе;
познакомить со стихами, пословицами, приметами, загадками.
формировать представления детей о значимости березы в природе и жизни человека;
Развивающие:
развивать речь детей;
обогащать словарный запас детей;
развивать продуктивную деятельность;
развивать интерес к природе.
Воспитательные:
воспитание бережного, заботливого отношения к окружающей природе родного края- через знакомство с берёзой посредством художественно- эстетического развития.
В реализации проекта участвуют
Дети старшей группы, воспитатель: Балашова Н. Ю. ,родители воспитанников.
Ожидаемые результаты
У детей расширятся представления о природе, берёзе, её значении в жизни человека;
обогатятся познавательные интересы через различные виды деятельности
Сформировать нравственные понятия: любовь к Родине, гордость за её природные богатства;
Дети примут активное участие в выставке рисунков, поделок;
Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Области развития
Социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие.
Педагогические технологии
Личностно-ориентированные технологии, проектной деятельности, ИКТ,
технология исследовательской деятельности, здоровье-сберегающие
технологии.
Этапы работы над проектом :
Социально – коммуникативное развитие
Беседы с детьми:
«Здравствуй, береза!»; «Какую пользу приносит береза?»; «Почему нужно охранять и беречь деревья?».
Ознакомление с художественной литературой:
Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка»; П. Воронько «Березка».
Рассматривание картин с изображением березы :
И. Шишкин «Березовая роща», Е. Волков «Старые березы», Ф. Сычков «Березы»
Дидактические игры:
«С какого дерева листок?», «Опиши, я отгадаю», «Узнай дерево», «Когда это бывает?», "Что сначала, что потом?», «Найди дерево по описанию», «Собери целое дерево», «Что берёза даёт».
Речевое развитие
Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза», народных примет
про березу.
Беседы: «Я пойду березку заломаю», «За березовым соком», «Как берёзу
использовали в древности».
Чтение художественной литературы:
Загадки о березе, Л. И. Горошкина «Березка», Н. И. Птухина «Ода березе»,
П. Воронько «Береза», К. Паустовский «Подарок», А. Прокофьев «Березка»,
В. Степанов «Флаг России», русская народная сказка «Как коза избушку
построила», В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза»,
Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки».
Познавательное развитие
Наблюдение: за березами расположенными на участке детского сада. Наблюдение за веточками березы находящимися в группе детского сада.
Беседы: «Почему березы белые?», «Берёза-символ России», «Берёза – русская краса», «Эта удивительная берёза», «Необыкновенная «одежда» берёзы»,
«Новая тайна чернобровой красавицы», Беседа о лекарственных свойствах
берёзы.
Занятие : «Береза-символ России», Занятие о лекарственных свойствах березы «Люблю тебя, берёзка русская!»
Художественно – эстетическое воспитание
Рассматривание: репродукций картин известных художников: Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Иван Шишкин «Березовая роща», Архип Куинджи «Березовая роща», Исаак Левитан «Березовая роща» и др.
Рисование: «Белая береза» (по стихотворению С. Есенина, «Весенняя береза», «Осенняя красавица»,
Аппликация: «Зимняя береза» (салфетки).
Музыкальное развитие
Прослушивание:
Русская народная песня «Во поле береза стояла», «Ах ты, береза» обработка Раухвергера.
Пение: «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек, «Во поле березонька стояла».
Хоровод: «Ай, да береза» музыка Т. Попатенко, «В золоте березонька» слова и музыка Г. Вихаревой.
Работа с родителями
Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу»
Консультации: «Природа-семья-ребенок», «Биоэнергетика и целебные свойства березы».
Подбор: иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе.
Привлечение родителей к созданию интерактивного альбома фото березы в разное время года.
Результат проекта
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали березу, отметили ее роль как лекарственного сырья, изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранить и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна.
Вывод
Работа по теме проекта обеспечила :
•Возможность к ознакомлению детей с берёзой как символом страны,
Сформировать представления о жизни растения, его развитии, с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа;
•у детей повысились личностные качества, такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание;
•дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы, приобрели новый
Опыт поисково - исследовательской деятельности: дошкольники рассматривали веточки берёзы, отметили её роль как лекарственного сырья; изучали влияние почек и листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли
к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу
России -берёзке, потому что она красива и целебна;
•проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления,
Умения приобретать знания из различных источников, анализировать
факты, высказывать собственные суждения.
Список используемой литературы
Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и
конспекты: Кн. 2. – М. : ТЦ Сфера, 2006
Авдеев Н. С. Русские пословицы и поговорки. Детская литература,
1996
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском
саду. – М. : Просвещение, 2001
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр.
— М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с
«Познание мира растений : занятия с детьми 4-7 лет/авт. -сост. М. Н.
Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009 – 251с.
Поликарпова Т. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003
Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей,
гувернёров и родителей / Т. А. Шорыгина. - М. : Издательство ГНОМ и
Д, 2010