Галина Бобылева
Проектно-исследовательская деятельность Мир вокруг нас (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №20 «ВАСИЛЕК»
МИР ВОКРУГ НАС (ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Воспитатель высшей категории: Бобылева Г. М.
Мир вокруг нас
1 слайд
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность Мир вокруг нас (из опыта работы)» размещена в разделах
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в моей работе. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
2 слайд
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
3 слайд
Одним из первых в моей деятельности был социально-значимый проект «Красная книга Клинского района». Необходимость создания Красной книги, в которую занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы возникла не случайно. К сожалению, и в настоящее время наблюдается тенденция увеличения числа животных и растений, находящихся на грани исчезновения. На практике я столкнулась с отсутствием возможности в полной мере познакомить детей и родителей непосредственно с Красной книгой нашего района. Отсюда возникла необходимость создания и реализации экологического проекта «Красная книга Клинского района». Его цель: воспитание экологически осознанного отношения к природе родного края.
Пока дети с родителями занимались изучением и подборкой нужного материала, я готовила и проводила фронтальные занятия, беседы и игры по данной теме. Задания увлекли всех. Дети ежедневно приходили и сообщали, что нового они узнали накануне. Мы играли в различные познавательно-исследовательские экологические игры «Экологический круг», «Кто дружит с деревом?», «Этажи леса», проводили викторины «Пернатые друзья», «Что мы сажаем, сажая леса», смотрели презентации «Завидовский заповедник», «Красная книга – сигнал опасности», путешествовали по заповедным местам природы Подмосковья. Дети вместе с родителями с удовольствием рисовали. Так родился вернисаж «Красная книга глазами детей», «Осенние зарисовки». Изучая правила поведения в природе, мы с детьми поняли, что недостаточно самим правильно вести себя в природе, этому надо учить других. И еще нужно уметь видеть проблемы, которые возникли в природе, и уметь их исправить. Так у нас появилась «Экологическая полиция», которая существует до сих пор. Дети с зелеными галстучками внимательно наблюдают за природой, за поведением детей в природе. Они ведут специальный журнал «Экологический экран», в котором отмечают свои наблюдения, и то, что они сделали для природы.
А результатом заключительного этапа проекта «Красная книга Клинского района» явилась презентация Красной книги Клинского района как итога совместной деятельности участников экологического проекта. Интересно, что, когда мы подводили итог проекта, один мальчик сказал: «Жалко, что так мало животных в книге». На что дети рассердились на него и поругали. Тогда он понял свою ошибку и ответил, что он не об этом хотел сказать, а о том, что сожалеет, что все уже закончилось. Тогда другая девочка сказала, что ведь есть животные и растения, которые опять размножились, и их вычеркнули из Красной книги. Так неожиданно наш проект получил еще продолжение на целый месяц, где мы выяснили, какие же особи восстановились и исчезли из Красной книги, включив в себя исследовательскую деятельность детей и родителей по изучению восстановившихся особей.
4 слайд
Следующим не менее значимым проектом стал у меня проект «О чистоте на планете беспокоятся дети». Чем лучше живет человек, тем больше мусора он производит. С проблемой мусора стали сталкиваться и большие города, и маленькие поселки. Не стал исключением и наш город Высоковск. Приходя с детьми на лесную поляну, на берег Холодного пруда, мы видим бутылки и пакеты, следы от кострища. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую дети ведут себя и поступают так же, как ведут себя и поступают их родители - развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, в рассказах наших детей нет и мысли о том, чтобы после пикника взрослые и дети убрали за собой мусор.
В связи с большой загрязнённостью нашего города и довольно низкой экологической культурой населения, я решила создать проект, направленный на работу с родителями и детьми, посещающими дошкольное учреждение. Я понимала, что если родители проникнутся данной проблемой, то и у детей будут воспитывать интерес к родному посёлку, стремление к поддержанию чистоты на улицах и во дворах, соблюдение правил поведения в природе. Я уверена, что родители своим примером смогут донести до своих детей важность проблемы содержания окружающей природы в чистоте, а мы постараемся им в этом помочь. Метод проекта позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. В ходе проекта прошла экологическая акция «Начни с дома своего», в которой дети и родители показали, как они заботятся о порядке и чистоте около своего дома, не зависимо от того, частный это дом или многоэтажный. Провели дидактическую игру «Экологический светофор», в которой уточнили и углубили знания детей о взаимосвязи человека и природы, трудовой десант «Соблюдай чистоту города!», сформировав у детей представления об экологической обстановке в микрорайоне, прилежащему к детскому саду.
Итогом проекта явилась выставка поделок из бросового материала «Умный взгляд на мусор», сделанная родителями и их детьми.
5 слайд
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Работая с детьми, поняла, что для более качественного проведения детских исследований и экспериментов, в детском саду необходима организация лаборатории. Так возник новый долгосрочный проект «Детское экспериментирование в ДОУ», конечной целью которого стала экологическая лаборатория детского сада. А так же разработана технология детского экспериментирования
6 слайд
Создав условия для развития экспериментальной деятельности детей, я подготовила и провела с ними еще один проект «Лаборатория неживой природы». В ходе реализации проекта мы познакомились и исследовали различные объекты неживой природы: воздух, вода, почва, свет, камни. В ходе проведения проекта дети узнали свойства предметов неживой природы; сформировали элементарные экологические знания и культуру поведения в природе; поняли взаимосвязи в природе, стали более бережно относиться к природным ресурсам; развился интерес к явлениям и объектам неживой природы; дети начали экспериментировать, анализировать и делать выводы; стали интересоваться энциклопедиями, книгами о природе.
7 слайд
Хочется рассказать еще об одном проекте, посвященном Дню Земли. Убеждать людей бережно использовать водные ресурсы не так-то просто. Нам это удалось через различные занимательные формы. После углубленного исследования воды с игровым персонажем – Капелькой – я сделала вывод, что дети понимают о значении воды для человека, растений и животного мира, стараются бережно и экономно относиться к водным ресурсам при умывании, с прогулки приносят снег для поливки растений. Итогом нашего мероприятия стала телепередача «Окно в природу», посвященная Всемирному Дню воды.
8 слайд
Еще одним социально-значимым проектом стал проект «Путешествие по России». Этот проект в форме путешествия познакомил детей с бескрайними просторами нашей Родины – России, позволил повысить экологическую культуру детей, расширил их кругозор. Для проекта был составлен вместе с детьми план путешествия по России, включивший в себя все природные зоны, находящиеся в нашей стране. Во время путешествия мы исследовали зоны, их климатические особенности, соотнесли видовое разнообразие животных и растений с их условиями жизни.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РОССИИ
1 остановка «Наш город» (сентябрь)
2 остановка «Путешествие по заповедным местам Подмосковья. Заповедник Завидовский» (октябрь)
3 остановка «Москва – главный город страны» (октябрь)
4 остановка «Арктика. Путешествие к Северному полюсу» (декабрь)
5 остановка «Антарктида. Путешествие к Южному полюсу» (декабрь)
6 остановка «Путешествие в тундру» (январь)
7 остановка «Степь» (март)
8 остановка «Болото» (март)
9 остановка «Равнины и горы России» (март)
10 остановка «Пустыни» (март)
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети проявили любознательность, стремились отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Ребята с удовольствием включились в поисково-исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Свои знания они показали в интерактивной игре «Своя игра».
9 слайд
В форме путешествия прошел и другой проект «Учимся по сказке, или наступила ли весна». Дети получили письмо от зайцев с просьбой ответить, наступила ли весна, пора им менять шубки с зимних на летние. Необходимо было определить признаки наступления весны. Так же мы с детьми составили маршрут прогулки «Путешествие в природу» для исследования весенних примет: остановка «Облака», остановка «Прохожие», остановка «Деревья», остановка «Пруд», остановка «Следы на снегу», остановка «В гостях у пернатых. Грачевник», остановка «Красота спасет мир», остановка «Мы умеем делать добро». И в конце нашего исследования вместе с детьми выявили приметы весны, составили альбом «Приметы весны», нарисовали рисунки «Наступила весна» и отправили их зайцам в письме с предложением поменять шубки на летние, составили лэпбук «Весна».
10 слайд
Большую исследовательскую деятельность мы провели и в проекте «Осенний калейдоскоп». При работе над проектом я предположила, что изучая мир природы различными исследовательскими методами, дети получат более реалистические представления о ее объектах, явлениях, сезонных изменениях. Мы провели экскурсию в парк «Осенние изменения в природе», предварительно предложив детям узнать у родителей, какие животные и птицы живут в нашем городе. Провела беседу с использованием ИКТ «Птицы нашего города», прошел экологический десант: (выставление экологических знаков). У нас появились рукописные книги «Птицы и животные родного города, составленные родителями с детьми. Родители вместе с детьми изготовили кормушек для птиц, которые стали основой «птичьей столовой» в детском саду. Весело прошла итоговая игра – викторина «Экологическое ассорти».
В результате проведенного проекта выявилось, что дети стали проявлять интерес к сезонным наблюдениям в природе, более активно стали участвовать в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, отвечают на вопросы, эмоционально отзывчивы. У детей более развито логическое мышление, осознав причинно-следственные механизмы экосистемы. Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом. Родители вовлечены в педагогический процесс группы. Исследована экологическая обстановка в городе.
11 слайд
Еще проект «Огород на подоконнике».
Возникла проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Я предположила, что используя методы и приёмы работы по проекту, можно добиться не только повышения уровня усвоения программного материала, но и изменения определённых качеств ребёнка, способствующих развитию трудовых навыков, формирования эстетических представлений и стремления всячески облагораживать своё окружение. Проведенная работа с детьми (Опыт – наблюдение за ростом лука, овса, их рост в различных благоприятных и неблагоприятных условиях) показала, что у детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений, дети увидели многообразие посевного материала, стали бережнее относиться к растительному миру, более уважительно относиться к труду.
12 слайд
В проекте «Берегите Землю» я хотела помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. С помощью таких мероприятий как рейд «Чистый город», трудовой десант «Детский сад – цветущий сад», ресурсосберегающая экологическая акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», конкурс фотографий и рисунков «Мы выбираем чистую планету». Проект закончился экологическим праздником «День Земли». В результате реализации экологического проекта «Берегите Землю!» у детей сформировались способности понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе; углублены знания дошкольников о природе Родного края, сформированы способности творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой, выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов; поделок выполненных совместно с детьми, повышен уровень экологической культуры и информированности взрослых, ответственных за воспитание детей, пополнена эколого-развивающая среда ДОУ: дидактические игры, стихи, сказки о деревьях, детские поделки, природоохранные знаки (по теме проекта).
13 слайд
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим. Я стараюсь делиться своим опытом проектно-исследовательской деятельности. Я выступила на педсовете «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность» по теме «Экологический проект», провела семинар для воспитателей «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников», консультацию для воспитателей «Технология проектирования», приняла участие в региональном семинаре – практикуме «Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе организации проектной деятельности».
14 слайд
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В каждом маленьком ребенке - Каждый новенький ребенок
И мальчишке, и девчонке - Вылезает из пеленок,
Есть по двести грамм взрывчатки И теряется повсюду,
Или даже полкило. И находится везде.
Должен он бежать и прыгать, Он ужасно огорчится,
Все хватать, ногами дрыгать, Если что-нибудь случится,
А иначе он взорвется, Если что-нибудь случится
Трах-бабах… и нет его. В целом мире без него.
Благодарю за внимание к моей работе и готова ответить на ваши вопросы.