Татьяна Живенко
Мир глазами ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Мир глазами ребенка
Появившись на свет, малыш начал свой долгий и нелегкий путь в нашем
мире. Чтобы определиться в нем. найти свое место - истинное место человека. ,
Публикация «Мир глазами ребенка» размещена в разделах
ребенок должен познать этот мир, научиться ориентироваться в нем.
Мир ребенка — это мир отдельных реальных предметов и объектов. А
познает малыш это мир - исследуя его и экспериментируя.
Окружающий мир носит, итеративный характер, предусматривающий решение
нескольких задач.
Задачи:
а) Развитие представлений ребенка об окружающем мире.
б) Освоение различных форм приобретения опыта, помогающего ребенку
ПОЛУЧИТЬ знания.
в) Развитие познавательных и творческих способностей — решается по этапно.
а. Развитие представлений ребенка об окружающем мире :
Материалом, позволяющим решить поставленную задачу, служат: объекты познания, принадлежащие к разным сферам;
Сферы:
1. Сфера: рукотворный мир
2. Сфера: не рукотворный мир
3. Сфера: Мир живой природы.
1. Рукотворный мир—это мир созданный руками человека.
Человек окружил себя огромным количеством разнообразных предметов, большинство из которых он создал своим разумом и своими руками. Одни предметы помогают человеку удовлетворять его естественные жизненные потребности (дома, мебель, посуда, одежда и т. п.) Другие являются источником радости, комфорта, красоты и эстетического наслаждения (картины, книги, изделия народного промысла и т. п.) Третьи предметы помощники, которые необходимы человеку в труде (инструменты, станки, предметы быта и т. п.) Наши дети живут в мире этих предметов.
При ознакомлении с предметами рукотворного мира мы представляем малышу максимум разумной свободы действия и манипулирования (можно взять предмет в руки, потрясти, бросить на пол, попробовать на вкус и т. п.)
2. Нерукотворный мир — этот мир не живой природы:
К миру не живой природы относятся (камешки, песок, земля, вода, снег и т. п.
Внимание детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в поле их зрения. Завладев интересующемся предметом или получив к нему доступ, малыш обследует объект самыми разнообразными способами (вертит, сжимает в руках, бросает и т. п.) Так он постигает признаки и свойства отдельных предметов.
3. Мир живой природы.
К миру живой природы относятся (растения, звери, птицы, рыбы и т. п.) При ознакомлении с объектами живой природы будьте предельно внимательны. Ребенок не видит разницы между живыми и не живыми объектами (муравьишка бежит; паровозик тоже движется). Поэтому, активно и разнообразно действуя, ребенок применяет к ним одинаковые способы и методы «исследования». На данном возрастном этапе необходимо очень осторожно вводить объекты живой природы в жизни детей. Лучше всего это делать во время наблюдений через окно, на прогулках, придерживаясь определенной дистанции между детьми и животными.
Oсвоение различных форм опыта, помогающего ребенку получить знания, полнее познать явлении окружающего мира и выработать к ним собственное отношение:
Содержание работы с детьми:
• Наблюдение за интересующимся малышей объектом, событиями, явлениями.
• Экспериментирование и исследование детьми свойств и качеств отдельных предметов.
• Прогулка на свежем воздухе в разное время года.
Наблюдение:
Дети с интересом могут наблюдать самые разнообразные объекты, явления и события окружающей их действительности.
Главная цель наблюдений - дать ребенку возможность прочувствовать и пережить происходящее.
Что же можно наблюдать с малышами? Наблюдаем самые простые, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия неиссякаемый источник новой информации об окружающем мире.
- если камешки намочит, то они преображаются, изменяются.
- из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно.
- у каждого предмета есть звук
- шишки и листья такие разные.
- Мир так огромен и интересен!
«Экспериментирование» а «исследование» детьми свойств и качеств отдельных предметов.
Экспериментируя с предметами, малыш постепенно начинает постигать элементарные законы, которые управляют предметами в нашем мире (два крючка можно сцепить между собой, а два кольца - нет; одни предметы тонут, а другие - нет; плавают на поверхности; шарик катится, а кубик - нет; шарик на шарик поставить нельзя, а кубик на кубик можно).
Одновременно с познанием предметного содержания окружающего малыша действительности происходит и эмоциональное освоение мира.
Прогулка на свежем воздухе в разное время года
Проявление природы в каждом сезоне разнообразны и удивительны. Не посредственное общение с природой и восприятия ее детьми происходит на прогулке.
Наша главная задача - донесение до своих малышей чувство заинтересованности и сопричастности со всем, что происходит вокруг.
Наших детей не следует загружать обилием информации. Обращать надо
внимание детей на отдельные, наиболее яркие, занятные явления и события, характерные для разных времен года.
НА прогулках осень.
Листопад. Очень красивое и удивительное явление природы. Для нас и наших детей - это время интересных игр и занятий.
- можно покружится с листьями в руках;
- сравнить листья (по размеру - большой- маленький, по форме);
- послушать, как шуршат листья под ногами;
- выяснить откуда к нам слетаю листья;
- -сделать гирлянды из листьев (как украшение);
На осенних прогулках дети могут;
- наблюдать за тучами;
- наблюдать за лужами (мелкие, глубокие);
- послушать, как стучит дождь (по крышам, листьям).
Постепенно на смену осени приходит зима.
Прогулка зимой:
Наступила зима. Идет снег. С ним приходит тишина и удивительно чувство покоя. Снег равномерно ложится на землю, на крыши домов, на каждую веточку деревьев. И скоро все превратится в тихую белую сказку. Забавляя своих малышей, мы можем предложить им: внимательно рассмотреть их собственные следы и следы взрослого, обратить внимание на рисунок от обуви.
- посмотреть, как с помощью следов «рисуют» разнообразные рисунки;
- рассмотреть форму снежинок;
- понаблюдать из окна группы за подающим снегом, метелью;
- так же из снега можно делать фигуры;
Затем зима сменяется весной. Наши малыши подрастают, их все больше интересует происходящее вокруг. А на подходе весна…
Наступила весна (прогулки)
Торжество теплого света, звенящей капели, луж и первой зелени. Природа, просыпается после зимнего сна, щедро награждает внимательного наблюдателя большими и маленькими открытиями. На прогулке с детьми мы можем увидеть Чем удивляет и очаровывает Весна?
- звенящей капелью:
- появлений первых проталин возле стволов деревьев;
- первые дожди:
- набухание почек, появление первых цветов;
- массовый прилет птиц;
- На прогулке весной, кругом царит оживленье и веселье. Каждый день открывает
малышам удивительный мир пробуждающейся природы. С солнечными лучиками приятно не только гулять, по и играть,
Прогулки летом.
На прогулках летом детей можно познакомить со свойствами воды. Солнце нагрело землю, песок, асфальт. Малышам можно предложить на ощупь определить тепло земли, песка, асфальта. Если нас с детьми на прогулке застал дождь, то нужно обратить внимание на то, что дождик теплый, он умывает травку, цветы и листья деревьев. Дождь скоро пройдет и опять будет тепло и солнечно. На прогулке летом с малышами знакомим их с насекомыми: бабочками, божьей коровкой, кузнечиком. После наблюдения насекомого лучше отпустить.
С раннего возраста детей следует знакомить с доступными их пониманию явлениями природы: воспитатель воспитывает любовь ко всему живому, учит добру и бережному, заботливому отношению к животным и растениям: развивает познавательный интерес, этические, эстетические чувства.
Развитие познавательных н творческих способностей — решается по этапно.
Дети эмоционально отзывчивы к состоянию природы, потребностям растений и животным, их защите и помощи, задают конкретные вопросы об интересующих их явлениях и событиях.