Наталья Мигулева
Мини-проект «Число и цифра 7» для старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности (мини-проект)
«Поможем Лунтику узнать про число и цифру 7»
Тема: «Число и цифра 7»
Возраст детей: старшая логопедическая группа детей сТНР.
Выполнил: воспитатель высшей категории Мигулева Наталья Георгиевна; 2021год
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
Проблема: «Лунтик ничего не знает о числе и цифре 7».
Игровая мотивация: помочь Лунтику узнать про число и цифру 7.
Цель: знакомство с образованием числа 7 и цифрой 7.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с образованием числа 7и цифрой 7; закрепить навык счета до 7, умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; упражнять в классификации геометрических фигур по двум свойствам (цвет, форма); совершенствовать умения: высказывать предположения и делать выводы, согласовывать числительные с существительным и прилагательным.
2. Развивать: зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление; координацию речи с движением, творческое воображение.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми (умение работать в подгруппе, договариваться, учитывать мнение друг друга, планировать свою деятельность).
Планируемые результаты: считают предметы в пределах 7, находят цифру 7 среди других цифр, соотносят количество предметов и цифру 7, классифицируют геометрические фигуры по двум свойствам, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, планируют свои действия, презентуют свою работу, проявляют партнерские отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: картинки: «грустный Лунтик»; цифра 7; с изображением семи предметов; ДИ «Соедини цифру и предметы», раскраска с цифрами от 1 до 7, карандаши цветные, клей, салфетки, листы бумаги, конверт,, счетный раздаточный материал – «снежки»- круги голубые маленькие и большие, демонстрационный материал, наборное полотно для детей и для воспитателя, мольберт, магнитная доска, числовой ряд, обручи, геометрические фигуры из блоков Дьенеша.
Методические методы и приёмы: наглядные: наблюдение, анализ, демонстрация моделей.
Проблемно – поисковые: формулирование проблемы, создание проблемной ситуации, проблемные вопросы, поиск разных способов решения.
Словесные: беседа, словесные указания, вопросы, объяснение.
Игровые : дидактическая игра, сюрпризный момент, социоигры, воображаемая игровая ситуация.
Практические: упражнения, сравнение, группировка предметов, вычисление, отсчитывание, присчитывание.
Формы организации детской деятельности: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, в парах.
1 этап
Мотивационный
Организационный момент.
*Развитие коммуникативных навыков.
Социоигра «Приветствие» (дети стоят в кругу на ковре, здороваются по очереди друг с другом, называя соседа ласково).
Входит почтальон и приносит письмо от Лунтика.
Мотивация (вхождение в игровую ситуацию):
Воспитатель и дети садятся на стулья, поставленные полукругом перед мольбертом.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Это письмо.
Воспитатель: Как вы думаете от кого? (воспитатель показывает картинку грустного Лунтика)
Дети: Это Лунтик
Воспитатель: Только он очень почему-то грустный. Что же он нам прислал? Посмотрим. (вынимает цифру 7 из конверта и показывает детям).
Воспитатель: «Помогите мне, ребята, я не знаю что это» (читает письмо от Лунтика и показывает цифру 7).
Дети: Это цифра 7.
Постановка проблемы (обсуждение проблемы, т. е. постановка задач)
Воспитатель: Что же нам делать? Лунтик ничего не знает о цифре 7.
Дети: Нужно Лунтику помочь.
Воспитатель: Как мы можем помочь Лунтику?
Дети: Нужно рассказать про цифру 7.
Воспитатель: О чём мы можем рассказать?
Дети предлагают:
(воспитатель побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации, подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений и с помощью наводящих вопросов помогает сформулировать предложения детей)
- Рассказать, как образуется число 7.
- Раскрасить и отправить цифру 7.
- Рассказать, где встречается в жизни и в сказках число 7.
-Научить считать 7 геометрических фигур и раскладывать их в обручи.
- Научить находить семь предметов на картинке.
- Поставить цифры по порядку.
- Выучить стихотворение о семерке.
Воспитатель записывает на листе бумаги предложения детей.
Воспитатель: К кому мы можем обратиться за помощью?
Дети: Мы можем обратиться за помощью к Вам, друг к другу.
Определение продукта мини-проекта.
Воспитатель: Спасибо. А что нам сделать, чтобы Лунтик не забыл представленную нами информацию?
Дети предлагают:
- сделать газету
- книгу
- написать и отправить письмо
Дети вместе с воспитателем решают написать письмо и отправить Лунтику, чтобы он не забыл добытую для него информацию.
2 этап проблемно - деятельностный
Основная часть
Воспитатель: Чтобы рассказать другим, что нам нужно сделать?
Дети: Самим узнать о числе и цифре 7.
Воспитатель: Я помогу вам и расскажу, как получить число 7 и познакомлю с цифрой 7.
Дети садятся за столы. На столах у детей наборное полотно с двумя пустыми полосками. Воспитатель у магнитной доски с демонстрационным наборным полотном.
Работа по образованию числа:
Воспитатель просит положить на верхнюю полоску, слева - направо 6 маленьких кругов, на нижнюю полоску, слева - направо, столько же больших кругов (один ребёнок выполняет задание у доски на демонстрационном наборном полотне, остальные дети работают за столами).
Воспитатель: Сколько больших голубых кругов вы положили? Сколько маленьких кругов вы положили? Что можно сказать о количестве больших и маленьких кругов?
Дети: Больших и маленьких кругов поровну. По 6.
Воспитатель добавляет один маленький круг на демонстрационном наборном полотне.
Воспитатель: Сколько теперь стало маленьких кругов?
(Воспитатель считает маленькие круги, интонацией выделяя слово семь)
Воспитатель: Сколько стало маленьких кругов?
Дети: Стало 7 маленьких кругов.
Воспитатель: Как получили семь маленьких кругов?
(Если дети затрудняются воспитатель задает дополнительные вопросы Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало)
Дети: К 6 маленьким кругам добавили еще один маленький круг.
Воспитатель: Каких фигур стало больше?
Дети: Маленьких кругов больше
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Семь
Воспитатель: Сколько больших кругов?
Дети: Их шесть
Воспитатель: Какое число больше шесть или семь?
Дети: Семь больше, чем шесть.
Воспитатель: Какое меньше?
Дети: Шесть меньше, чем семь.
Воспитатель: Как сделать, чтобы фигур стало поровну, по семь?
Дети: Нужно добавить большой круг.
Воспитатель: добавляет один большой круг на демонстрационном наборном полотне, дети у себя – на наборном полотне.
Воспитатель: (комментирует свои действия) Шесть да один будет семь.
Как получилось 7?
Дети: Шесть да один будет семь
Воспитатель убирает один маленький круг на наборном полотне.
Воспитатель: Если убрать маленький круг, фигур станет поровну по шесть.
Семь без одного будет шесть (дети повторяют хором за воспитателем).
Воспитатель: Как ещё можно сделать, чтобы фигур стало поровну?
Дети: Убрать один маленький круг.
Воспитатель: Сколько стало кругов? Как получилось шесть кругов?
Дети: Кругов стало шесть. Убрали один маленький круг. Семь без одного получится шесть.
Воспитатель снова добавляет по одной фигуре в каждый ряд, и все дети вместе считают количество фигур в каждом ряду, выделяя слово семь интонацией,
Воспитатель показывает цифру семь - 7. Затем предлагает ребенку
поставить цифру семь на наборное полотно в числовой ряд.
Игра- превращение «Обернись и в цифру 7 превратись» (дети стоят на ковре)
Воспитатель: Ребята, вы предлагали выучить стих о 7. Выучим?
Воспитатель просит Пашу, который умеет читать, прочесть стихотворение о цифре 7)
Дети повторяют слова вместе с Пашей и показывают цифру 7.
Воспитатель: Как здорово вы показали цифру 7!
Игра с двумя обручами. (Круги Эйлера).
Воспитатель: Ребята, вы предлагали научить Лунтика считать геометрические фигуры и разложить их в обручи. А разложить нужно не просто так, а в определенном порядке: в красный обруч круги, в жёлтый – все синие фигуры. (дети выполняют задание).
Лунтик: Ребята, вы помогли мне. А сколько фигур вы разложили?
Дети: Семь геометрических фигур.
Воспитатель: Спасибо, ребята!
Воспитатель и дети садятся на стулья, поставленные полукругом перед мольбертом.
Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились с цифрой 7, выучили про нее стихотворение. Но у нас еще так много работы. Как мы можем быстро справиться с заданием?
Дети: Объединиться в пары.
*Деление на команды с помощью Социоигры «Встань по пальцам». (дети объединяются в пары)
*Работа в командах. Дети договариваются между собой и выбирают посыльных. Посыльный из пары берет задание, находящееся в конвертах, о котором договорилась команда. Дети садятся за столы планируют свою деятельность, приступают к выполнению выбранных заданий, готовятся к презентации своих результатов).
3 этап
Творческий
Презентация полученной информации.
Дети: представляют друг другу и Лунтику, выполненные задания, используя картинки выполненных заданий.
1команда рассказывает, где встречается в жизни и в сказках число7, используя отобранные из предложенных, картинки.
2 команда находит среди знакомых цифр цифру 7, раскрашивает ее и рассказывает, как образуется число 7.
3 команда расставляет цифры по порядку от 1 до 7. Дети команды считают до 7, называя и показывая все цифры, выделяя цифру 7.
4 команда находит семь предметов на картинке и соединяет с цифрой 7. Дети называют 7 предметов и считают их.
Воспитатель складывает в конверт выполненные задания.
Воспитатель: Вот и готово письмо для Лунтика.
Все вместе, дети и воспитатель, вручают письмо Лунтику.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Лунтику узнать побольше о 7? Какое задание для вас было трудным? С чем справились хорошо? Спасибо.