МААМ-картинки

Мини-музей «Волшебная пуговица»

Людмила Шарыпова
Мини-музей «Волшебная пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы

Мини-музей и метод системного оператора в детском саду

Музей – научное и научно-просветительское учреждение,

осуществляющее комплектование, хранение и изучение

памятников естественной истории, материальной

и духовной культуры – первоисточников знаний

о развитии природы и человеческого общества.

Большой энциклопедический словарь

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Публикация «Мини-музей „Волшебная пуговица“» размещена в разделах

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

Тематика мини-музеев может быть различной.

Цели и задачи мини-музея

1. Обогащение предметно-развивающей среды.

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Воспитание активной жизненной позиции.

Как оформить мини-музей

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно точно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, основная задача которых – показать объект с разных сторон.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

· размещение материала на настенных полочках;

· использование ширм;

· использование стендов;

· использование мобиле.

Метод системного подхода

(системного оператора)

в работе мини-музея

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек.

1. Этот объект называется «Система» (1).

6

Надсистема системы в прошлом

2

Надсистема

(место, в котором находиться объект и частью которого он является)

8

Надсистема системы в будущем

4

Прошлое системы

(чем был объект)

1

Система

5

Будущее системы

(что произойдет с объектом)

7

Подсистема системы в прошлом

3

Подсистема

(части, детали)

9

Подсистема системы в будущем

2. Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то, или находится в каком-то специальном месте. Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).

3. Объект «система» зачастую неоднороден. Он состоит из каких-то частей, деталей. Ячейка, в которой рассматривается анатомия предмета называется «подсистема» (3).

4. Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка? (прошлое системы).

5. Будущее системы рассматривается в 5-ой ячейке. Что произойдет с этим объектом?

С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.

6. Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть гнездо с другими яйцами. (6) – надсистема системы в прошлом.

7. Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. Яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка.

8. Точно так же рассматривается система в будущем – её надсистема и подсистема (8 и 9). Кем станет цыпленок?

Для детей старшего дошкольного возраста можно добавить еще три позиции:

1. Антисистема – враги нашего объекта.

2. Сосистема – друзья объекта.

3. Нейтральная система – то, что никак не реагирует на объект.

Таким образом, при создании мини-музея необходимо применять метод системного оператора. Он позволяет рассматривать предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей и есть видоизмененная объемная таблица системного оператора.

При создании мини-музея «Пуговицы» я использовала метод системного оператора.

1. Система – пуговица. В мини-музее используется при оформлении стендов музея.

2. Надсистема. Пуговица – часть одежды. Иллюстрации с фасонами одежды.

3. Подсистема предусматривает рассматривание пуговиц (коллекций пуговиц) различной формы и конфигурации.

4. Система в прошлом:

· материалы, из которых изготавливали пуговицы – ракушки, кусочки дерева, железо;

· история возникновения пуговицы : иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды.

5. Система в будущем:

· варианты нового дизайна пуговицы;

· использование пуговиц для поделок, оформления, элементов интерьера.

Публикации по теме:

Мини-музей и метод системного оператора в детском садуМини-музей и метод системного оператора в детском саду Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее.

Презентация мини-музея «Народные ремесла» Музей - научное и научно – просветительское учреждение, осуществляющее комплектование,хранение и изучение памятников естественной истории,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей «Волшебная пуговица»
Опубликовано: 22 марта 2014 в 19:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей «Волшебная пуговица»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шарыпова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД