Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Мини-музей «Вепсы»

Татьяна Афанасьева
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Мини-музей «Вепсы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе

Тема: открытие мини-музея «Вепсы»

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе „Мини-музей „Вепсы“» размещена в разделах

Задачи: Познакомить детей с коренными малочисленными народами Ленинградской области: карелы, водь, ижора, вепсы, лопари. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне тд.

Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов; национальные костюмы; подборка материалов о вепсах, вепсские песни, макет «Изба вепса», презентация «Вепсы».

Содержание непосредственно образовательной деятельности :

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Ленинградская область — это не только большие города и маленькие селения. Это просторы Ладоги и ширь Финского залива. Это старинные церкви и мощные заводы. Это бескрайние поля и необъятные леса. Это древние крепости и родные деревни. Это 1 763 924 человека, для которых эти земли всегда были Родиной или стали новым домом.

Но чтобы понять истинное богатство нашего края, нужно знать во многом загадочную историю и уникальную культуру народов, проживающих здесь тысячи лет. Вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы, русские — каждый из коренных народов не просто обладает самобытной культурой, древней историей и ярким национальным характером. Каждый народ, издавна живущий на нашей земле, даёт прекрасный, но ещё до конца не понятый нами опыт — как жить, работать и радоваться в согласии с природой, со своими древними традициями и в дружбе с самыми разными народами.

Вепсь, бепся, людиникад, вепслайне — так называют себя вепсы, один из древнейших финно-угорских малочисленных народов России. В наши дни они живут небольшими группами между Ладожским, Онежским и Белым озерами в Ленинградской области, в Шелтозерском сельском поселении в Карелии, а также в Вологодской области.

Вепсы потомки легендарных весей в Прибалтике.

По приметам судили о благополучии семьи, о погоде, предсказывали судьбу. Сеять не начинали пока на небе не появлялись белые облака - значит будет хороший урожай ржи. когда на озёрах появляются кувшинки - пора садить ячмень. благоприятный день для посева – четверг, в понедельник садить нельзя.

Считается, что вепсы самые светлые среди европейцев.

А мы сегодня находимся в уникальном мини-музее «Вепсы» ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Внимательно слушать вопрос и услышать ответ в вопросе. Приготовились?

Перед вами вепсы, именно так стали называть этот народ русские. Слегка прослеживается монголоидность в разрезе глаз, тёмно-русый цвет волос. Если бы не национальные костюмы, то мы бы не смогли их отличить от ….

Вопрос 1. На какой народ похожи вепсы на фотографии?

Ответ: не отличаются внешне от русских, (украинцев, белорусов).

Вопрос № 2. Внимание на экран. Внимательно присмотритесь. Именно эта деталь говорит о самобытности и древности этого народа, так как форма детали в образе птицы играла роль оберега жилища, поэтому и стала героиней многих сказок у разных народов. О какой домашней птице идёт речь?

Ответ: “курица”.

Просим вас зайти внутрь вепсского дома.

Вопрос № 3.

Слайд № 4. Вепские дома состояли из 2 изб, выстроенных под прямым углом друг к другу- так строили жилища древние народы, населявшие территорию современной Швеции и Финляндии. Что считалось в избе особенностью?

Ответ: в центре мы видим висячую колыбель или люльку, в которой ребёнок спал до 3 лет.

А из этого ответа Вопрос № 4. Почему люльку-колыбельку неоднократно использовали, а бывало так, что её просто сжигали. Можно предположить: почему так делали в семьях, что несколько поколений и одна и также колыбелька? С чем же это было связано?

Ответ: хранили несколько поколений, а значит никто из малышей не болел, т. е. связано со здоровьем. А если кто-то был болезненным до 3 лет – колыбель сжигали.

И ещё Вопрос № 5. Зачем в колыбель клали камень. Чем служил камень в люльке у малыша?

Ответ: в неё клали камень как оберег от злых духов.

Вопрос № 6. Обратите внимание на экран - всё та же изба, где справа находилось то, без чего хозяйка и семья не могли обходиться. Чем это место было так необходимо дому?

Ответ: Печка: тепло и пища.

Вопрос № 7. Мы никуда не уходим из избы вепсов. Слева находится то, без чего невозможно было бы тепло в избе и на улице. О чём идёт речь?

Ответ: ткацкий станок. Обратите внимание на половички в доме - это тепло ногам ходить в холод, а одежда – на улице.

Каждая хозяйка должна уметь многое сама делать в своей избе и учить своих детей, а если этого не происходит тогда следующий

Вопрос № 8. Кого называли жители “соломенной бабой”?

Ответ: Невесту. Ту невесту, которая мало вышила полотенец и если оставались в доме у жениха пустые крючки на них вешали пучки соломы, как позор неумехе.

Вопрос № 9.

Вепсы традиционно были земледельцами. Важное значение в богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота, превратившиеся со временем наряду со сбором грибов и ягод в подсобные промыслы. Этот “бурак” обязательно есть в каждой семье. Он может быть для сбора ягод и грибов, а может и храниться одежда. Какой материал использовали для изготовления “бурака”?

Ответ: Бересту.

Вопрос № 10. Для чего использовали данный предмет вепсы?

Ответ: корчага для ловли рыбы.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Рассмотрите костюм вепсов. Вепсская одежда была проста, но красива. Белое льняное полотно вепсы красили природными средствами, используя ягоды, сажу, кору, луковую шелуху. Так, ольховая кора придавала тканям красно-коричный цвет, а синий цвет получали с помощью черники. Позднее стали использовать и покупные яркие красители. Мужчины надевали рубаху и штаны из домотканого холста. Шили рубаху пайд просто: полотнище ткани перегибалось через плечи, на перегибе делалось отверстие для головы, к основе ткани пришивались прямые рукава с ластовицами. Раньше мужские рубахи украшались вышивками. Но самыми красивыми были венчальные рубахи: их богато украшали вышивкой красными нитями по подолу, вороту и рукавам. Такую рубаху для жениха шила и вышивала невеста. Обязательной деталью костюма были пояса. Разноцветные пояса ткались или плелись из шерстяных ниток. На праздники поверх рубахи надевали бусы, а в свадебных нарядах вепсских девушек встречалось старинное украшение борок. Это ожерелье изготавливали из двух видов бусин: деревянных и каменных (из окаменелостей вымерших моллюсков, разделённых между собой розетками из разноцветных тканей. Поверх сарафана надевали то, расцветка которого зависела от возраста женщины - фартуг. Традиционный головной убор замужней женщины был похож на настоящее произведение искусства - это “шамшура”.Одеждой девочек и мальчиков до шести лет была рубаха. Только потом им шили «взрослую» одежду. Самой простой и распространённой обувью вепсов с весны до осени была плетёная из бересты обувь двух видов — лапти и ступни. В берестяных сапогах ходили по болоту и в лесу. Деревенские мастера шили и кожаную обувь — сапоги и женские башмаки, похожие по форме на галоши. Вепсы были прекрасными лыжниками, поэтому они носили особую зимнюю обувь — пьексы, ботинки с поднятым носиком, который с помощью верёвочки крепился к лыжам.

Дидактическая игра - пазлы «Вепсская вышивка»

Группы детей собирают орнаменты традиционной вышивки одежды вепсов

Дидактическая игра «Вопрос - ответ»

- Почему весной и летом вепсы не брили бороды?

Ответ: Кто сеет, тот не стрижёт волосы и не бреет бороду с весеннего сева до поздней осени, “Чтобы был обильным и густым урожай”.

- Кому в лес несли две горбушки от целой буханки хлеба, соль, яйцо от белой курицы, сушёную рыбу, табак, спички, сахар, чай, красные нитки, а узел нужно было завязывать левой рукой. Кто должен в лесу принять такой подарок?

Ответ: хозяину леса, лешему.

- Зачем? Если кто-то потерялся, чтоб найти.

- На Пасху для молодёжи устраивали на улице или в сарае несколько сколоченных досок, подвешенных на верёвках такое сооружение, которое сейчас есть в каждом современном дворике. раньше вмещало 5-6 человек, причём 4 человека посередине, а два по бокам, а сейчас в каждом дворике и 1-2 человека и хоть каждый день. Внимание! Как называется это сооружение, которое сооружалось для молодёжи на праздники, в частности на Пасху?

Ответ: качели.

- В это воскресенье этими пушистыми прутиками родители стегали детей, а также и кур – для здоровья, а позже ими погоняли скот во время первого выгона в поле. Назовите воскресенье и прутики одним словом?

Ответ: верба

- На Рождество и Новый год вепсы придерживались многочисленных запретов: нельзя было отдавать посторонним что-либо из дома: деньги, семена, соль, а вы назовёте ещё один запрет, который у многих народов считается вообще самым главным. Итак, на рождество нельзя отдавать из дома семена, деньги, соль и продолжите мою мысль?

Ответ: огонь.

- Как называются открытые пирожки из ржаной муки?

Ответ: калитки.

-Что было принято крошить в молочный суп?

Ответ: хлеб.

Вепсы говорили : «Без хлеба не проживёшь!». Обычной пищей вепсов был кислый хлеб из ржаной муки, который выпекали круглыми караваями. Готовили вепсы каши из ржи и ячменя (иногда в них добавляли бруснику, рыбные блюда, позднее — картофель. На воскресный стол каждая хозяйка выставляла калитки и сканцы — любимую праздничную еду вепсов! Для калиток готовили густое тесто из ржаной муки. Из него раскатывались тонкие лепёшки до 30 см в диаметре. На них накладывали начинку: толокно или гороховую муку, разведённые молоком (простоквашей или сметаной, пшённую кашу, размоченную в простокваше ячменную крупу или картофельное пюре. Края сканца подворачивали наверх и защипывали по кругу, придавая калитке округлую или овальную форму. Верх начинки смазывали взбитым яйцом со сметаной и клали калитки в печь. Для сканцев такую же ржаную лепёшку, как и для калиток, пропекали с двух сторон на сухой сковороде. На неё накладывали горячую кашу или начинку из капусты и скатывали тонкий рулет. Пироги «для зятя» готовили сразу при входе в дом сватов — сканец для них раскатывали из пшеничного теста, начиняли сахарным песком и жарили в сливочном масле. Из овсяной муки пекли блины, которые ели с творогом, солёными волнушками или подслащённой брусникой. Вепсы пекли также необычные лепё шки из гороховой муки: её взбивали со снегом и быстро ставили в печь.

Готовили вепсы и рыбники — куски рыбы, запечённые в лепёшке из теста. Впрок в каждом доме сушили мелкую рыбу, которую обычно не чистили и перед сушкой держали в солёной воде. В уху из такого сущика добавляли картофель и лук и ели обычно зимой. Не случайно вепсы говорили : «Рыба мелка, да уха сладка!». Мясо ели редко, заготавливая его старинным способом: солёное мясо заворачивали в старые сети и вывешивали на специальные жерди на фронтоне избы с ранней весны. Такое вяленое мясо хранилось на чердаке до двух лет. Любили вепсы и репу — её парили, сушили, варили репную кашу. Сушёная репа была любимым лакомством детей, а молодёжь брала её с собой на вечеринки. В каждом доме готовили овсяный кисель. На свадьбы и праздники вепсы варили пиво, настаивали хлебный квас.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Угощение детей традиционной праздничной едой вепсов – калитки

Чаепитие

Список использованной литературы:

1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.)М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

2. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.

3. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).

4. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении : планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.

5. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с. : ил.

6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)

7. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с. : ил.

8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г. Москва.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Добро и зло» Цель. Учить мыслить при помощи системного оператора: 1. Трансформация сказочного героя во времени; 2. Видеть «тайну двойного» в каждом.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по конструированию в подготовительной к школе группе «Машина будущего» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в музей кубанской горницы» в подготовительной группе Задачи. Уточнять знания детей о предметах рукотворного мира. Учить выполнять роль приемщика, директора музея, экскурсовода, действовать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Глина и песок» Цель: Обучать детей экспериментировать и делать выводы. Задачи: Образовательные: • Познакомить со свойствами песка и глины. • На основании.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Я расту и развиваюсь» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие» Задачи: 1. Подготовить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мы строим зоопарк» Тема: «Мы строим зоопарк» Цель: Создание условий для переноса ранее усвоенных речевых умений и навыков, через игры и упражнения в новую.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие на север» Цель: создание условий для стимулирования познавательной активности и любознательности детей. Задачи: • пробуждать интерес к исследованию.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Замок в стране Рисовалии» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Замок в стране Рисовалии». Цель: обобщение представлений.

«Путешествие по Поволжью». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы .

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Почему исчезают животные?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Мини-музей «Вепсы»
Опубликовано: 8 июня 2018 в 07:36
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Мини-музей «Вепсы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Афанасьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД