Светлана Краюшкина
Мини-музей в подготовительной группе «Делу время — потехе час»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини музей «Делу время – потехе час»
Паспортные данные:
Наименования: Мини – музей «Часов».
Автор: Воспитатель подготовительной группы Краюшкина С. Н.
Профиль: познавательный, информационный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: дети 6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Мини-музей в подготовительной группе „Делу время — потехе час“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Часы, часики. Мини-музеи
- Темочки
Цели:
1. Сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
2. Расширить представления о содержании музейной культуры;
3. Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
4. Познакомить дошкольников с историей возникновения часов, календарей.
Задачи:
1. Формирование у детей интереса к коллекционированию;
2. Развитие представлений о времени у дошкольников;
3. Активизация познавательной сферы ребёнка;
4. Воспитание бережного отношения к экспонатам;
5. Пополнение экспонатов.
Методы и приё мы:
• Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности группы детского сада;
• Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• Обогащение и пополнение предметно-развивающей среды группы детского сада;
• Включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме;
• Развитие познавательной активности дошкольников;
• Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям.
В основу решений задач, методов и приё мов положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности;
• Принцип сотрудничества и взаимодействия.
Актуальность:
— Создание мини – музея является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
-У дошкольников формируется умение воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.
Экспонаты мини – музея, собранные силами воспитателя и родителями: различные виды часов и календарей, используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах, гармонично соединяются с интерьером группы и постоянно дополняются.
Мини – музей часов «Делу время – потехе час» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» — блок: ориентировка во времени.
Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного мини – музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его семья.
Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим: он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, изготовленных родителями. Мини – музей должен постоянно пополняться новыми экспонатами.
В мини – музее представлены разделы и экспонаты:
Природные часы: солнце, петушок, иллюстрации и картинки «Птичьи часы», «Цветочные часы» с подробным описанием.
Часы древних времён : солнечные часы, песочные часы, водяные часы, огненные часы.
Современные часы : механические, электронные (реальные предметы, фотографии и картинки).
План работы по созданию мини – музея.
Подготовительный этап :
Определение темы и названия музея;
Выбор места для размещения.
Практический этап:
Сбор и изготовление экспонатов;
Создание мини – музея;
Подбор практического материала и полезной, познавательной информации; подбор пословиц и поговорок о часах и времени;
Проведение экскурсий, воспитательно-образовательного процесса.
Подведение итогов:
Оформление альбома участников создания мини – музея;
Узнавать, различать и называть экспонаты – часы;
Владение преставлениями о единицах измерения времени : часах, минутах, секундах;
Понимания ценности времени в жизни человека.
Перспективное планирование работы мини – музея.
Наполнение экспонатами мини – музея.
Оформление мини – музея.
Работа с родителями (участие в сборе экспонатов).
Консультации для родителей:
«История возникновения часов»;
«Восточный календарь»;
«Календарь на глиняном сосуде».
Просветительная работа, экскурсии, воспитательно-образовательная деятельность.
Театрализованные досуги.
Составление альбома участников создания мини – музея.
Составление каталога экспонатов мини – музея.
Перспективное планирование мини – музея «Часов».
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
«История часов»
Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения часов. Дать представление о природных часах и часах древних времён.
«Часы и время» (опыты и экспериментирование).
Цель: Развивать способности ребёнка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – часах, минутах, секунда.
«Изготовление солнечных часов» (опыты и экспериментирование).
Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движения Земли вокруг Солнца.
Чтение художественных произведений:
«Часы с боем»;
«Часы с кукушкой»;
«Петушок»;
«Сказка о потерянном времени»;
Загадки, потешки, считалочки.
Д/И «Кто больше занят?»
Цель: Закреплять знания детей о разных видах часов, их строении. Расширить ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.
Декабрь, Январь, Февраль.
ИЗО/ деятельность – Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».
Цель: Закрепить умение выделять особенность (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество.
Развлечение «История часов, или какие бывают часы?».
Цель: Закрепить знания детей об истории часов; подвести к пониманию их назначения и функции.
Досуг «Путешествие в мир часов».
Цель: Закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала); научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т. д.); подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.
Март, Апрель, Май.
Викторина «Какие бывают часы?»
Цель: Расширить представление ребёнка об окружающем мире, о приборах, измеряющих время, — часах.
Д/И «Каждому предмету своё время».
Цель: Закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.
Д/И «Выбери, что нужно для часов».
Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность.
Досуг «Путешествие в страну часов».
Цель: Закрепить с детьми как люди узнавали время до изобретения часов; какие самые большие и верные часы в России, где часы изготавливаются, как узнавать время по часам, как человек должен относится к часам.