Светлана Фаева
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания
Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980- х. гг. заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно- патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Публикация «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размер композиции, и определенную ограниченность тематики.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини- музеи не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Мини- музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини – музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды Сосновского детского сада «Звездочка». Он позволил нам сделать понятие «музей» привычным и привлекательным для детей.
Мини- музей «Русская изба», расположен в отдельной комнате, цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.
Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: утварь (глиняные крынки, чугунные горшки, деревянные ложки, миски, сито, деревянное корыто, деревянный совок, лагун, и др., предметы домашнего обихода (ухват, хлебная лопата (садок, рубель, жернова, коромысло, маслобойка, веретено, самопрялка и др. ,а также уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры, занимаются продуктивной деятельностью.
На базе мини- музея «Русская изба» проводятся занятия, экскурсии, досуги и праздники для детей и родителей согласно тематического плана образовательной деятельности в мини – музее. На них дети и взрослые знакомятся с произведениями устного народного творчества, народной музыки и искусства, традициями и бытом русского народа и пр. Причем работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, очень важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение игр и заданий творческого характера: «Найди спрятавшийся предмет», «Дорисуй картинку», «Одень героя» и др., а также практической части, чтобы можно было не только посмотреть, но и потрогать, поиграть, сделать что-то своими руками.
Вот некоторые темы занятий и экскурсий: «Русская изба», «Печка-матушка», «Хлеб - всему голова», «Мудрые пословицы», «История народного костюма», «Русь деревянная», «Русские музыкальные инструменты», «Играй гармонь», «Игры наших предков», «Прялка и веретено», «Колыбельные песни», «В гости к бабушке Матрене», и др
Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольников. Которые с помощью педагогов проводят экскурсии по мини- музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают традиции и обычаи, поют народные песни и колыбельные, играют с детьми.
«Масленица», «Праздник Урожая», «Народные игры», «В гостях у сказки», «Святки», «В гостях у Марфуши»», «Старинные обычаи на Руси» - это лишь малая часть всех праздников, проведенных за время существования мини- музея
К этим праздникам были оформлены тематические выставки, включающие работы детей, а также работы, выполненные детьми совместно с родителями.
В ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей на базе мини-музея возникали совместные проекты: «Защитники Отечества», «Мы победили в 45-ом»», «Моя родословная».
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини- музей продолжает обновлять и пополнять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывая дидактические и развивающие игры по тематике мини- музея.
Таким образом, мини- музей, созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свой детский сад, семью и малую Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.