Мария Ревенко
Мини-музей в чемодане «История башмачка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Мы живем во время высоких технологий. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Разнообразие обуви позволяет заинтересовать детей идеей коллекционирования, использовать их в разных играх.
Публикация «Мини-музей в чемодане „История башмачка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн и их открытий. Если родители и воспитатели поддерживают интересы ребенка, направляют его познавательную деятельность, то формируются важные черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане». «Музей в чемодане» - это эффективная форма работы по воспитанию у детей познавательного интереса. Возможности такого музея безграничны, сама по себе форма удобна для применения в жизнедеятельности любого детского сада.
Цель мини-музея:
Формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира (об обуви) и расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов и родителей.
2. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать речь и мелкую моторику рук.
3. Познакомить детей с историей возникновения различных видов обуви.
4. Обогатить представления о роли обуви в жизни человека.
5. Развивать интерес к коллекционированию.
6. Вовлекать родителей к активному сотрудничеству.
7. Формировать представление о музее, воспитывать культуру поведения в музее.
Ожидаемые результаты:
* Расширение познавательного интереса и знаний об обуви.
* Обогащение предметно-развивающей среды группы детского сада.
* Возможность пополнения музея новыми экспонатами.
* Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников процесса.
Этапы создания исторического мини-музея «История башмачка»:
1. Подготовительный этап.
Главные задачи подготовительного этапа - выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями, определение путей создания системы мини-музея, подготовка к участию в проекте детей и родителей.
Тема нашего музея определялась совместно с детьми.
После определения тематики мини-музея мы обсудили с детьми и родителями варианты сбора экспонатов. Был составлен перечень предметов, которые составят основу коллекции. Параллельно подбиралась литература, иллюстрации по теме.
Совместно с детьми было решено расположить мини-музей в групповой комнате, что позволило пополнять коллекцию музея постепенно.
На данном этапе проводилась следующая работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция, музей, какими бывают музеи, просмотр видеоматериалов.
2. Основной этап.
Главная задача данного этапа - совместная (педагог, дети, родители) реализация идей первого этапа.
На протяжении недели дети с родителями собирали экспонаты для музея, готовили интересную информацию о них.
Ребята, совместно с воспитателем, оформляли мини-музей. Наиболее оптимальным вариантом размещения экспонатов явился старинный чемодан.
3. Заключительный этап.
Музей работал в течении одной недели, за это время в нем побывали дети старшей и подготовительной групп. Всем были проведены экскурсии, дети самостоятельно пользовались планшетами для считывания QR-кодов с историями об обуви и изображениями. Музей был представлен родителям, фотоотчет выложен в соцсетях группы.
Описание мини-музея:
В нашем музее для детей были представлены различные виды обуви разных времен и народов в чемодане. К музею приложена наглядно-дидактическая папка с изображениями людей в разное время в обуви того времени.
Примерная структура занятия:
Давным-давно, ребята, жили на свете первобытные люди и ходили они по земле босиком. И вот однажды человек понял, что передвигаться босиком ему неудобно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, приходилось ему ходить и по острым камням, и по мокрой траве, и по горячему песку, и по ледяному снегу. Поэтому человек решил свои ноги защитить. А какие материалы могли использовать древние люди для изготовления такой защиты? (Ответы детей). Да, скорее всего началось всё с куска дерева, травы, полосок кожи или плоских кусочков коры. Обувь — неотъемлемая деталь одежды. Она способна защитить нас от жары и холода, от всевозможных повреждений и опасностей. Помимо защитной, ей присущи такие функции, как практическая, удобная для разной работы, и эстетическая, т. е. для красоты. По назначению обувь делится на бытовую и специальную, которая в свою очередь подразделяется на производственную, спортивную, медицинскую. Существует огромное количество видов обуви, среди которых: сапоги, сапожки, ботинки, полусапожки, полуботинки, туфли, сандалии и т. д., Современная обувь в большинстве своем выполняет практическую и эстетическую функции.
1. Лапти:
Лапти были обувью бедных жителей. В них ходили деревенские жители на Руси. Лапти представляет собой древнейший вариант обувки. На Руси обувка пользовалась большой популярностью. Поэтому лапти имели разные фасоны и варианты сплетения. Простейшие варианты изготавливали из коры лиственных деревьев как липа, вяз, береза, дуб и ракит. Лапти имели разное название в зависимости от материала, который был использован. Высокой прочностью обладали лыковые. Кроме сырья они различались по количеству использованных лыковых полосок. Количество полосок могло доходить до 12. Для красоты и тепла применялись пеньковые веревки и колкости.
С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на мультфильм «Волшебные лапти».
2. Сандалии
Чуть позже человек додумался до сандалий (кора сандалового дерева). Известно, что открытые сандалии появились в Египте, Риме и Древней Греции. Так жители этих стран защищали свои ноги от воздействия горячего песка. Постепенно сандалии усовершенствовались, для удобства ношения, появлялись на них ремешки, а позже и украшения. Стали изготавливать как открытую, так и закрытую обувь. А еще позже появилась обувь для правой и левой ноги. Но она продолжала оставаться роскошью, была доступна только богатым гражданам. Поэтому многие люди продолжали ходить босиком.
С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на историю о том, как сейчас производят сандалии для детей.
3. Туфли
Шли времена и обувь совершенствовалась. Появились ремешки и подошва. Обувь стали изготавливать из более тонкой кожи, различных тканей, с украшениями в виде бантов и пряжек. Появились ботинки, сапоги и туфли.
А Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их не женщины-модницы, а простые землепашцы, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле. Владельцам такой обуви не была страшна никакая грязь. Сегодня же туфли с каблуком являются обязательной частью любого гардероба.
С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на игру, в которой детям предлагается создать свои туфли.
4. Валенки
Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.
А из чего делали валенки? (ответы детей). Валенки – от слова «валять». Валенки изготавливались (валялись) из овечьей шерсти, процесс этот довольно трудоемкий, да и овцы были не у всех. Раньше на Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой.
С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на советский мультфильм «Валенок».
5. Ботинки и сапоги
Предназначение первых ботинок и сапог было продиктовано погодными условиями того или иного континента. В холодных странах древние люди укутывались в звериные шкуры, а ноги обматывали кожей животных от холода, а в жарких странах следовало защищать стопы от жаркого песка и ожогов. Сапоги и ботинки делали и кожи животных. Когда появились обувные мастера, их называли сапожниками, наряду с повседневными, черными сапогами, появились нарядные модели, которые были голубого, зеленого цвета. Технология их изготовления была следующей: брали козью кожу, помещали ее отмокать на 2 недели в раствор извести, а затем полировкой камнем доводили ее до приобретения блеска. После чего окрашивали ее в различные цвета и наносили узор. Так кожа становилась украшенной различными узорами.
Сейчас мы с вами все наем и любим сапоги и резины – то есть, резиновые сапоги.
С помощью QR-Кода для детей открывается ссылка на мультфильм про сапожника.
Вывод: «Музей в чемодане» играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше.