Елена Астахова
Мини-музей «Пуговица-чудесница»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день
с сестрой моей
мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей,
- сказала сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Многие думают, что такая проблема существует только в отдаленных регионах? К сожалению, она существует даже во многих больших городах, таких как Волгоград, с их огромным количеством музеев. Из многих окраинных районов города не так – то просто добраться с маленьким ребенком до центра, где расположена основная часть музеев.
Публикация «Мини-музей „Пуговица-чудесница“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Пуговицы, пуговички. Мини-музеи
- Пуговицы, пуговки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Именно поэтому в отдаленных дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие.
Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Что такое музей, это понятно.
Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
Во–вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи.
Совместными усилиями взрослых (воспитателей, родителями воспитанников) мини музей «Пуговица – чудесница» создан в МОУ № 263 г. Волгограда и открыт для маленьких посетителей и их родителей постоянно.
В музее детей знакомят:
с историей появления пуговиц;
интересными фактами из истории пуговиц;
использование пуговиц в разное время;
материалом, из которого делают пуговицы;
разновидностями пуговиц;
различными функциями пуговиц;
с использованием пуговиц в фольклоре (загадки, пословицы)
с приметами, связанными с пуговицами;
Способами изготовления из пуговиц разнообразных поделок.
Проводятся занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, изодеятельности, экспериментальной деятельности и др.
Организуются музейные праздники, однодневные выставки рисунков, конкурсы поделок, участниками которых становятся дети и их родители.
ЦЕЛЬ
формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира;
расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности;
развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ
развитие мыслительной активности и творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков;
развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;
формирование представления о многообразии видов пуговиц;
знакомство детей с различными с
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В МИНИ -МУЗЕЕ
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип сотрудничества и взаимоуважения;
ДЕВИЗ
воспитать детей так, чтобы расширять их знания об окружающем мире, развивать познавательную активность, творческие способности, фантазию, коммуникативные навыки, активизировать речь, заинтересовать и увлечь идеей коллекционирования.
Как и в любом мини-музее, в музее «Пуговица – чудесница» содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, с ними можно поиграть.
С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой.
И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.
А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини – музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Родители наших воспитанников не сразу активно включились в работу. Но когда поняли, что это интересно, с энтузиазмом взялись за дело. И теперь музей постоянно пополняется экспонатами и поделками, собранными родителями и их детьми.
Собирание коллекций – дело увлекательное, и потому в мини – музее «Пуговица – чудесница» немало экспонатов, принесенных воспитателями по собственной инициативе.
В музее «Пуговица - чудесница» находятся:
Несколько старинных пуговиц;
Поделки, сделанные с помощью пуговиц;
Дидактический материал, используемый в работе;
Дидактические, настольно-печатные игры;
Коллекция пуговиц, собранная по разным признакам:
Материал (стекло, дерево, фарфор, кожа, пластмасса, кожа, янтарь);
Величина;
Количеству отверстий;
Разновидность (пуговица со сквозным отверстием, пуговица с ушком и др.)
Форма (круглые, квадратные, треугольные и др.)
Функция пуговиц (утилитарная-застежка, декоративная – украшение, магическая – талисман, информативная – опознавательный знак)
Действенным направлением в установлении доверительных отношений между детским садом и семьей воспитанников является музейно-образовательная деятельность.
«Диалог» с музеем:
развивает у детей наглядно-действенное мышление;
формирует представления о предметном мире, созданном руками человека;
помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов;
развивает речь ребенка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ
«ПУГОВИЦА-ЧУДЕСНИЦА» :
Положительно работа в мини-музее «Пуговица-чудесница» сказалась на формировании взаимоотношений между детьми.
Они научились помогать друг другу, делиться с ближними, дарить подарки, сделанные своими руками.
Практика показала, что дети, которые занимались ручным трудом (поделки из пуговиц, выкладывание пуговиц, нанизывание пуговиц) легче осваивают технику письма.
Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.
В ходе работы мини-музея «Пуговица-чудесница» у детей происходит развитие мелкой моторики; формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков, воспитание творческой активности.
Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.
Создание мини - музея «Пуговица-чудесница» позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, мышления, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора.
Дошкольники разных групп детского сада № 263 «Теремок» г. Волгограда знакомились с мини – музеем «Пуговица – чудесница».
Со всеми экспонатами музея «Пуговица – чудесница», беседами о пуговицах, дидактическими играми, детей знакомила воспитатель группы № 2 Астахова Елена Леонидовна.
Собранный материал в дальнейшем использовался другими воспитателями детского сада.
После того, как был организован и хорошо функционирует мини-музей «Пуговица-чудесница» было принято решение продолжить работу в этом направлении и познакомить ребят с музеями города Волгограда.
Основная цель этой работы - привлечь внимание детей и их родителей к музеям, приобщить ребят и взрослых к прошлому и настоящему культуры.
Положительный результат может быть получен только при тесном контакте детского сада, родителей и детей.
Вот почему работа в мини-музее «Пуговица-чудесница» с нашей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашем МОУ.
Ежегодно во всем мире 18 мая отмечается День музеев.
В нашем саду было принято решение отмечать в это же время День мини - музея
«Пуговица – чудесница».
массаж – пуговичный Оказывается, что в головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук. Они расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Пальчиковые игры – незаменимый помощник для массажа рук ребенка. Однако существует еще один, не менее интересный массаж – пуговичный
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ:
Проведение:
Смотра - конкурса поделок «Мы с мамой, бабушкой рукодельницы», выполненных совместно с родителями.
Родительского собрания на тему: «С чего начинается музей?»
Родительского собрания на тему: «Чудо пуговка».
Конкурса лучшего рисунка «Пуговицы для сказочных персонажей».
Конкурса самой интересной придуманной сказки, истории о пуговицах.
Конкурса «Семейные таланты».
Экскурсий, бесед, с детьми и родителями.
Анкетирования на тему «Чудо – пуговка».
Подготовки и выпуску газеты «От коллекции к музею».
Дня Открытых Дверей (просмотры детской деятельности, конкурсы).
Участие в сборе:
информации, изображений о пуговице;
разных видов пуговиц.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ:
Посещение музея «Пуговица – чудесница» воспитанников детского сада (совместно с воспитателями МОУ).
Посещение музея «Пуговица – чудесница» воспитанников детского сада совместно с родителями по рекомендации воспитателей МОУ.
Выпуск газеты «Мир в твоем окне» (воспитателями МОУ)
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ
• Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о пуговицах.
• Экскурсии в магазин фурнитуры, ателье.
• Проведение экскурсий для других групп детского сада («История возникновения пуговицы», «Чудо-пуговка», «Путешествие в пуговичную страну»).
• Семейные праздники «Мы с мамой и бабушкой большие мастерицы!».
• Написание книжек-малышек или большой книги о своей истории или сказки про пуговицу.
• Проведение конкурсов рисунков и поделок.
• Пополнение материалом папок: «Пуговица-чудесница», «Чудо – пуговка».
• Сбор художественного материала (книг, журналов, вырезок из газет и журналов и др.).
«Вы можете быть архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у Вас отсутствует пуговица – каждый обратит на это внимание!»
Э. М. Ремарк