Папки-передвижки

Мини-музей «Народная игрушка» (1 фото)

Кваскова Татьяна
Мини-музей «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

Паспортные данные мини – музея

Наименование мини-музея : «Народная игрушка»

Цель: Формировать у детей уважение и интерес к родной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи:

- Формировать представление о музее. Познакомить детей с историей народной игрушки.

Публикация «Мини-музей „Народная игрушка“» размещена в разделах

- Закреплять знания детей о народных промыслах.

- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

- Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.

- Расширять кругозор дошкольников.

- Обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы.

- Воспитывать интерес к народным промыслам и бережное отношение к экспонатам.

Содержание музейной деятельности

Оформление мини-музея

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.

Периодически мини-музей пополняется новыми игрушками-экспонатами, сопутствующим иллюстрированным материалом и соответствующей специальной и художественной литературой.

Содержанием мини-музея являются деревянные, глиняные, вязаные игрушки, куклы из ткани, соломы, обереги, обрядовые куклы, игрушки, изготовленные детьми и взрослыми.

Экспонаты мини-музея органично вписываются в интерьер группы и доступны для воспитанников. Особенно детей привлекает то, что представленные игрушки можно не только рассматривать, но и трогать руками, переставлять их с места на место, а, самое главное, что с ними можно поиграть как индивидуально, так и небольшими коллективами. А также дети с удовольствием участвуют в продуктивной деятельности по изготовлению народных кукол.

Экспонаты располагаются на стене и стеллажах.

Формы деятельности в мини – музее

- Пополнение музея экспонатами.

- Разработка конспектов занятий.

- Подбор дидактических игр.

- Чтение и заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»

-Выставка художественной литературы по изучению знакомства с народной игрушкой.

-Выставка детских работ «Тряпичные куклы».

-Выставка альбомов «Игрушки народных промыслов».

-Викторина «Какие бывают игрушки

-Работа с родителями.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

1. Изготовление тряпичных кукол.

2. Консультация для родителей «Народная игрушка как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Характеристика мини музея

Экспонаты мини - музея

№ Название экспоната Дата поступления Ф. И. О представившего экспонат

1 Кукла оберег для женщин «Кормилка» на палочке 15.12.20 Зеленина М. В.

2 Тряпичная кукла «Ангел» 15.12.20 Зеленина М. В.

3 «Семиручка» 15.12.20 Зеленина М. В.

4 Птица-счастья деревянная 15.12.20 Шутова О. В.

5 Кукла соломенная 15.12.20 Шутова О. В.

6 Игрушка карандаш деревянный 15.12.20 Шутова О. В.

7 Кукла соломенная на палочке 15. 12.20 Кулакова Е. В.

9 Кукла с косичками соломенная 15.12.20 Кулакова Е. В.

10 Шершунчик из бересты 15.12.20 Алтухова Н. А.

11 Матрешка деревянная-игрушка на ёлку 15.12.20 Алтухова Н. А.

12 Кукла деревянная в русском народном костюме 15.12.20 Алтухова Н. А.

13 Куклы фарфоровые в костюмах народов России 15.12.20 Алтухова Н. А.

14 Вязаные игрушки 15.12.20 Алтухова Н. А.

15 Соломенный козлик 15.12.20 Алтухова Н. А.

16 Глиняная корова 15.12.20 Новгородова А. К.

17 Матрешка деревянная 15.12.20 Калмыкова А. В.

18 Матрешка дер. большая 15.12.20 Новосёлова Е. А.

19 Матрешка дер. маленькая 15.12.20 Новосёлова Е. А.

20 Ложка дер. резная 15.12.20 Тимошенко Н. В.

21 Игрушка глиняная «Мужичок с гармошкой на санях» 15.12.20 Медведева К. В.

22 Ложка дер. резная 15.12.20 Медведева К. В.

23 Кукла-оберег «Крупеничка» 15.12.20 Попова А. В.

24 Кукла «Зайчик на пальчик» 15.12.20 Попова А. В.

25 Кукла «Северная берегиня» 15.12.20 Попова А. В.

26 Соломенные куклы в русских народных костюмах 15.12.20 Попова А. В.

27 Кукла «Пеленашка» Попова А. В.

28 Вязаные игрушки 15.12.20 Сивкова Е. С.

29 Муз. игрушка –бубенцы деревянная 15.12.20 Южакова А. М.

30 Свистульки деревянные 15.12.20 Южакова А. М.

31 Свистульки глиняные

15.12.20 Южакова А. М.

Разделы мини-музея

Раздел «Центральная композиция» - данный раздел представлен в виде разнообразия народных игрушек : соломенные куклы, тряпичные куклы, деревянные игрушки, глиняные игрушки, вязаные игрушки, обрядовые куклы, куклы разных народов.

Раздел «Сами своими руками» - в данном разделе представлены экспонаты созданные родителями и детьми: куклы «Пеленашка», «Зайчик - на -пальчик», «Крупеничка».

Раздел «Библиотека» - включает в себя художественную, познавательную литературу:

-Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,

технология. – М. : «Культура и традиции», 2007.

-Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991.

-Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Учебно – методическое пособие. – СПб. : Детство – Пресс, 2002г.

-Лыкова И. А. Бабушкины куколки. Панорама. 2014.

-Лыкова И. А. «Куколки из сундучка» Рукотворные игрушки. Цветной мир. 2012.

-Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс,», 2011.

-Альбомы «Игрушки народных промыслов».

-Картотека дидактических игр «Народные промыслы».

Особенности использования:

Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Для проведения досугов и развлекательных мероприятий с использованием экспонатов музея.

Особенности расположения

Мини-музей стал неотьемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы и все содержание, оформление и назначение мини-музея состоит с учетом возраста детей старшей группы. Экспонаты достоверно отражают тематику мини- музея, они разнообразны по форме и назначению. Они разделены на разделы. Наш мини-музей народных игрушек гармонично соединился с интерьером группы.

Расположение

Экспонаты мини-музея расположены на стене и стеллажах. В разделе «Центральная композиция экспонаты разделены на группы: соломенные куклы, тряпичные куклы, деревянные игрушки, глиняные игрушки, обрядовые куклы, вязаные игрушки, куклы разных народов. Раздел «Библиотека» на стеллаже, к которому дети могут подойти и ознакомится с литературой. В нашем мини-музее «Народная игрушка» выставлены работы детей «Тряпичные куклы», сделанные своими руками. Экспонаты постоянно дополняются.

Тематический план деятельности в мини-музее

№ Тема мероприятия Образовательная область Цель мероприятия

1. Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные» Познавательное развитие Расширять представление детей о народной культуре, народных промыслах – дымковской игрушке

2. Беседа «Матрешка – народная игрушка» Познавательное развитие Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, ее характерными особенностями

3.

ООД «История народной игрушки» Познавательное развитие Познакомить детей с народной игрушкой

4. Дидактическая игра «Подбери узор» Социально – коммуникативное развитие Продолжать учить детей составлять декоративные композиции на основе знакомства с дымковским промыслом

5. Дидактическая игра «Что бывает из дерева, глины, ткани» Социально – коммуникативное развитие Продолжать обогащать и активировать словарь детей

6.

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

Социально – коммуникативное развитие Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям

7.

Рисование «Роспись матрешек» Художественно-эстетическое развитие Развивать творческие способности детей на основе народного творчества

8.

Лепка «Барашек» Художественно-эстетическое развитие Приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек, уточнение представлений о дымковской игрушке

9. Дидактическая игра «Угадай на ощупь» Социально – коммуникативное развитие Развивать тактильные ощущения, умение определять материал на ощупь

10. Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки» Познавательное развитие Расширять представление детей об истории матрешки

11. Составление описательных рассказов на тему: «Матрешка – народная игрушка»

Социально – коммуникативное развитие Развивать связную речь, активизировать словарь; умение составлять описательный рассказ по образцу

12. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую» Социально – коммуникативное развитие Расширять представление детей о народных промыслах, развивать ролевое взаимодействие детей через игру

13. Народная подвижная игра «Как у наших у ворот» Социально – коммуникативное развитие Сохранять и укреплять народные традиции, развивать двигательную активность детей

Конспект занятия в старшей группе «История народной игрушки» (приложение 1).

Вывод:

Благодаря мини - музею происходит расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о разнообразии народных игрушек, повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям. Также работа в музее позволяет воспитывать умение бережно относиться к окружающим предметам через общение с игрушками, расширять словарный запас детей с помощью использования фольклорного материала.

Мини-музей позволил сделать понятие музей привычным и привлекательным для детей.

Результативность:

-У воспитанников сформируются представления и интерес к народной игрушке.

-Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.

Приложение 1

ООД по познавательному развитию в старшей группе

«История народной игрушки»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с народной игрушкой.

Развивающие:

1. Развивать у детей внимание, мышление, творчество детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Материалы и оборудование: куколка, люлька, народные игрушки : тряпичные куклы, лошадки, дымковская игрушка, богородская игрушка, матрешка.

Предварительная работа: д/и «Из чего игрушка; составление описательного рассказа по игрушке; словесная игра «Прятки»; беседа с детьми; рассказ воспитателя; и/у «Успокой куклу»; рассматривание самодельных русских народных кукол; игра «Кукольное чаепитие.

Методы и приемы работы с детьми: беседа, сюрпризный момент, физкультминутка, наглядные пособия (игрушки, поощрение, оценка.

Планируемый результат: формирование у детей знаний о разнообразии народных игрушек. Формирование у детей уважения и любви к Родине и истории своего народа.

1. Организационный момент:

(Воспитатель входит в группу с куклой на руках, слышен плач ребенка)

Девочка клубничка,

Румяное личико,

Щечки, что яблочки,

Губки, как ягодки,

Носик- курносик –пуговкой.

Глазки серенькие.

Зубки беленькие.

Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, что же сделать? Как успокоить малышку?

Дети: Покачать, спеть песенку и т. д.

Воспитатель: Ребята, наша малышка устала, нам надо ее успокоить и уложить спать, а вы умеете укачивать?

Воспитатель: Как вы это делаете? Покажите, что при этом надо делать? При этом надо припевать, убаюкивать.

Дети убаюкивают куклу, воспитатель их благодарит.

Воспитатель: Молодцы. Наша девочка уснула (воспитатель куколку кладет в люльку).

2. Основной этап.

Воспитатель (тихо говорит) : — Пока девочка спит, вы мне расскажите какая игрушка у вас любимая. (Ответы детей (2-4 ребенка).

Дидактическая игра: «Из какого материала это сделано»

Воспитатель: А чтобы составить рассказ об игрушке нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему (объяснение по схеме)

Воспитатель: как называется игрушка?

Дети: пирамидка.

Воспитатель: какого она размера?

Дети: она большого размера.

Воспитатель: -какой она формы?

Дети: она овальной формы.

Воспитатель: что надето на матрешке?

Дети: на матрешке надет платок, фартук.

Воспитатель: какого цвета платочек?

Дети: у матрешки платок красного цвета.

Воспитатель: какого цвета фартук?

Дети: у матрешки фартук желтого цвета.

Воспитатель: что нарисовано на фартуке?

Дети: на фартуке нарисованы красные цветочки.

Воспитатель: какого цвета у матрешки глазки?

Дети: у матрешки черные глазки.

Воспитатель: а какие у нее щечки?

Дети: у матрешки красные щечки.

Воспитатель: а какие еще бывают щечки?

Дети: румяные, алые, розовые.

Воспитатель: а можно играть с матрешкой? Как?

Дети: с матрешкой можно играть, разбирать и собирать.

Воспитатель: матрешке очень нравится, когда о ней говорят. Сейчас я расскажу о матрешке, а вы ребята внимательно слушайте.

Сейчас послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке. Это большая матрешка. Она овальной формы. На ней надет желтый фартук, он украшен красными цветами. На голове у матрешки надет платок, он красного цвета. С матрешкой можно играть, раскладывать и собирать.

Физкультминутка «Игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Воспитатель: — Ребята, игрушки бывают разные и изготовлены они из разного материала. Как можно назвать игрушку, сделанную из дерева, одним словом.

Игрушка из дерева — деревянная.

Из стекла – стеклянная.

Из меха – меховая.

Из бумаги – бумажная.

Из пластмассы – пластмассовая.

Из металла – металлическая.

Из ткани — тканевая (тряпичная).

Из кожи – кожаная.

Воспитатель: — У вас так много красивых и интересных игрушек, ребята, а где вы с мамами и папами покупаете игрушки? (Ответы детей).

Воспитатель: — А раньше магазинов не было, как вы думаете, где родители брали для своих детей игрушки? (Ответы детей).

Воспитатель: - Игрушки сначала делали сами, после стали покупать на ярмарке.

Мини-музей «Народная игрушка»
Публикации по теме:

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Деревянная игрушка»Мини-музей «Деревянная игрушка» Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями.

Проект «Мини-музей «Новогодняя игрушка»Проект «Мини-музей «Новогодняя игрушка» Участники проекта: Бизяева Наталья Викторовна, воспитатель; педагоги ДОО; дети (3-4 лет) и их родители. Тип проекта: познавательно-творческий.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Мини-музей «Забавная игрушка»Мини-музей «Забавная игрушка» Мини-музей «Забавная игрушка» Актуальность. Создать музей забавной игрушки в своей группе мы решили, исходя из возраста наших детей. Дети.

Новые экспонаты в мини-музей «Русская народная кукла-закрутка»Новые экспонаты в мини-музей «Русская народная кукла-закрутка» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет об изготовлении новых экспонатов в мини-музей русской народной куклы.

Фотоотчет о новых экспонатах в мини-музей «Русская народная кукла-закрутка»Фотоотчет о новых экспонатах в мини-музей «Русская народная кукла-закрутка» Добрый день, уважаемые коллеги! Приобщение детей к истокам русской народной культуры необходимо начинать с раннего возраста. На занятиях.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Снежный мини-музей на участке ДОУ «Ковровская игрушка»Снежный мини-музей на участке ДОУ «Ковровская игрушка» Снежный мини - музей под открытым на участке ДОУ "Ковровская игрушка" Выполнили: Карпова Вера Васильевна, воспитатель, Надежда Александровна.

Снежный мини-музей под открытым небом на участке ДОУ «Каргопольская игрушка»Снежный мини-музей под открытым небом на участке ДОУ «Каргопольская игрушка» Снежный мини - музей под открытым на участке ДОУ "Каргопольская игрушка" Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение "Детский Сад № 13.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей «Народная игрушка»
Опубликовано: 21 марта 2022 в 22:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей «Народная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Кваскова Татьяна (УИ 1888473) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД