Любовь Щипцова
Мини-музей «Матрешка» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей «Матрешка» в детском саду.
Я слышу — и забываю.
Я вижу—и вспоминаю.
Я делаю и постигаю.
Конфуций.
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь значительным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Публикация «Мини-музей „Матрешка“ в детском саду» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Темочки
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда музея играет роль учителя и воспитателя.
Уже в самом раннем детстве детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка предметов. Музей же способен обогатить впечатления детей от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, что необычайно расширяет кругозор и представление детей об окружающей картине мира. Работа с музейными предметами и произведениями искусства направлена на решение основной цели – оказать воздействие на систему ценностей детей дошкольного возраста, способствовать формированию нравственной личности гуманиста, нацеленной на творческий подход к жизни.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Работая на младшей группе, мы решили создать мини-музей «Матрешка» -это близко для детей данного возраста.
Был разработан проект. Результатом проекта стал мини-музей «Матрешка» в нашей группе.
Цель:
Формировать представление о народной игрушке (матрёшке, продолжать обогащать сенсорный опыт детей младшего возраста через мини-музей.
Задачи:
- развивать эстетическое восприятие;
- развивать познавательные способности, творческое воображение;
- обогащать предметно-развивающую среду группы предметами русского народного творчества;
- активизировать работу мелкой моторики;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип наглядности,
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников,
• принцип последовательности,
• принцип опоры на интересы ребенка,
• принцип сотрудничества.
В процессе работы изучили литературу по данной теме. Выделили удобное пространство. Подобрали наглядный и дидактический материал, а также художественную литературу для детей.
За помощью в собирании экспонатов мы обратились к родителям наших воспитанников, и они с удовольствием откликнулись. Благодаря им у нас даже появились заготовки для росписи матрёшек. Постепенно наша коллекция стала расти, в ней появились как классические, так и авторские матрёшки. Интересные матрёшки-вкладыши по сказкам «Репка», «Колобок».
Познакомились с историей появления матрёшки. Дети с большим желанием принимали участия в составлении экспозиции, рассматривали игрушки и играли с ними. Мини–музей прекрасно помогает организовать художественно-творческую деятельность. Матрёшек мы лепили из соленого теста, делали аппликации, рисовали, раскрашивали. В процессе работы использовали стихи, потешки, загадки. Развивали интерес с помощью раскрасок и дидактические игр: «Расставь по порядку», «Составь матрёшку»,«Матрёшки». Провели развлечение «Весёлые матрёшки».
Таким результативным опытом хочется поделиться. Поэтому мы приглашали на экскурсию в наш музей детей и воспитателей других групп. Для проведения экскурсий делали билетики и красочные буклеты. Для родителей провели день открытых дверей. Все желающие могли посетить наш музей.
В результате этой работы у детей было сформировано представление о народной игрушке (матрёшке, существенно обогатился их сенсорный опыт. Мини-музей позволил развить эстетическое восприятие, он стал ещё одним стимулом развития познавательных способностей и творческого воображения. При помощи родителей и детей значительно обогатилась предметно-развивающая среда в нашей группе. Родители стали активными участниками воспитательного процесса в детском саду.