Евгения Коблова
Мини-музей, как форма организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Для формирования личности ребенка и его разностороннего развития в дошкольном образовательном учреждении должна быть содержательно-насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая, в свою очередь, является источником его знаний и социального опыта.
В соответствие с ФГОС ДО развивающую предметно-пространственную среду необходимо обогатить разнообразными элементами, стимулирующими игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и периодическая сменяемость игрового материала. Развивающая среда в ДОУ организуется так, чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься тем делом, которое ему больше нравится.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Таким образом, одной из эффективных форм организации насыщенной предметно-пространственной среды в ДОУ является такая инновационная педагогическая технология, как музейная педагогика, создание музейно-образовательного пространства: мини-музея.
Основными задачами музейной педагогики являются:
• обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
• формирование представлений о музейной культуре;
• формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитанию толерантности;
• расширение кругозора;
• формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать
полученные знания;
• формирование исследовательских умений и навыков;
• развитие творческого и логического мышления, воображения;
• вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь ДОУ
Важной особенностью мини-музея является то, что экспонаты выставки можно брать в руки, рассматривать, исследовать или играть с ними. Именно такой способ восприятия и познания окружающего мира привлекает детей, помогает формировать познавательный интерес, способствует развитию социальных компетенций дошкольника, тем самым, образовательный процесс становится наиболее эффективным.
Кроме того, при создании таких элементов развивающей среды, как мини-музей, особое внимание уделяется укреплению взаимодействия всех участников образовательных отношений: при оформлении экспозиции принимают участие и дети и родители, у них активизируется желание действовать совместно, что способствует укреплению взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Возникающий интерес у детей к тому или иному объекту окружающего мира (часы, куклы, деревянные изделия и т. д.) стали отправной точкой для создания мини-музеев различной тематики и направленности в нашей группе. При организации и оформлении всевозможных выставок активно принимали участие родители.
Мини-музей «Ложки»
Цель: Приобщение детей среднего возраста к общечеловеческой истории и культуре.
Задачи:
• знакомство с историей создания ложки;
• формирование представлений о многообразии видов ложек (разные по размеру, форме, внешнему облику;
• формирование представлений о русских традициях,
• воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, любовь к истории;
• развитие эстетического вкуса.
Мини-музея «Куклы»
Цель: знакомство детей среднего дошкольного возраста с историей возникновения куклы, формирование представлений о разных видах кукол прошлого и современности.
Задачи:
• приобщение дошкольников и их родителей к истокам народной и национальной культуры, художественно-прикладному искусству;
• знакомство с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта;
• развитие творческого и логического воображения.
Мини-музей «Рукотворный мир дерева»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий; расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении.
Задачи:
• формировать представление детей старшего дошкольного возраста о разнообразии видов деревянных изделий, его свойствами, особенностями и возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;
• развитие поисковой деятельности, интеллектуальной активности;
• воспитание бережного отношения к природе: желания ухаживать, беречь и любоваться красотой деревьев.
Мини-музей «Удивительный мир часов»
Цель: Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.
• формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем, о принципе их работы и роли в жизни человека;
• развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения.
Мини-музей «Букваря»
Цель: знакомство детей подготовительной группы с историей появления письменности, первой печатной книгой.
Задачи:
• знакомство с многообразием книг по обучению грамоте и чтению (букварь, азбука);
• расширение словарного запаса (наскальные рисунки, петроглифы, пергамент, папирус, книгопечатание, типография);
• формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.
Мини-музей «Народы России»
Цель: формирование представлений детей подготовительной группы о многонациональности России;
• знакомство с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, культурой этих народов;
• воспитание толерантности, чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
• воспитание любви к своей стране, гражданской ответственности, чувства патриотизма и гордости за Родину.
Мини-музей «Народы мира»
Цель: ознакомление детей подготовительной группы со странами мира, с их государственной символикой, достопримечательностями, культурой народов мира;
• развитие познавательно – исследовательской деятельности;
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
• воспитание толерантности, чувство уважения к другим народам.
Помимо экспонатов выставок, в наших мини - музеях была сделана подборка детской литературы, касающаяся тематики экспозиции: потешки, загадки, пословицы, стихотворения, сказки; дидактические игры. С помощью родителей были изготовлены фотоальбомы, коллажи.
Используя в своей работе данное направление, убедилась, что музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования, играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.