Елена Носова
Мимическая разминка на музыкальном занятии.
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
МДОУ «ЦРР – д/с № 153»г. Магнитогорска
Носова Елена Анатольевна.
Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека.
Мимическая мускулатура располагается поверхностно и одним концом вплетается в кожу. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.
Публикация «Мимическая разминка на музыкальном занятии,» размещена в разделах
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Ребенок младшего дошкольного возраста в игре может изобразить следующие мимические позы:
- веселый и грустный человечек;
- сладкое яблоко и кислый лимон.
Для детей среднего возраста мимические задания усложняются.
Они должны научиться показывать такие эмоциональные состояния, как:
- боль, гнев
- радость, печаль.
Перед старшими дошкольниками можно поставить задачу – изобразить с помощью мимики:
- страх
- удивление
- сомнение
- подозрительность.
Описание мимических поз.
Радость – губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены.
Печаль – брови слегка сведены к переносице, углы бровей слегка опущены, губы сжаты, уголки губ опущены.
Удовольствие от садкого яблока (конфеты, мороженого и т. п.) – изобразить радость, причмокнуть губами.
Отвращение от кислого лимона или горького лука – поморщиться, прищурить глаза, опустить уголки губ.
Боль– брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, рот приоткрыт, верхняя губа приподнята.
Гнев – брови опущены и сдвинуты, губы сжаты.
Страх – брови подняты вверх до предела, глаза максимально раскрыты, рот раскрыт.
Удивление – брови и верхние веки приподняты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед, как бы для восклицания.
Сомнение – брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены.
Подозрительность – губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Равнодушие – брови слегка приподнять, глаза полуприкрыть или закатить, губы поджать (с одной или с двух сторон).
Поначалу мимические упражнения рекомендуется выполнять с детьми перед зеркалом, чтобы они имели возможность зрительно контролировать свои движения. В этот период можно не только разучивать отдельные статические позы, но и демонстрировать последовательность разных выражений лица, выполняя динамические мимические упражнения. Например, можно попросить детей изобразить с помощью мимики следующие ситуации:
«Едим сладкий пряник, шоколад, мороженое. На вас лает злая собака. Получили подарок. Болит ухо, зуб, живот» и т. п.
Динамические упражнения позволяют вырабатывать у детей такое важное качество, как переключаемость с одного движения на другое. С развитием умения передавать мимикой разные чувства, зрительный контроль с помощью зеркала снимается.
Мимические упражнения хорошо выполнять под соответствующую настроению музыку.
Эмоции радости: П. И. Чайковский «Новая кукла»
Р. Шуман. «Смелый наездник»
А. Лемуан «Этюд»
Смена эмоций: Т. Вилькорейская «Помирились»
Е. Тиличеева «Мажор. Минор»
М. Глинка «Полька»
Эмоции печали: П. Чайковский «Болезнь куклы»
Д. Штейбельт «Адажио»
Эмоции страха: П. Чайковский «Баба Яга»
А. Роули «В стане гномов»
Можно подключить к мимике и голосовые упражнения, используя для этого междометия, например, такие: удивление – Ах, усталость – Ох,
Веселье – Эх, испуг – Ой! И т. п.
На занятиях с детьми, страдающими нарушениями речи, я использую наглядный материал: картинки – схемы с изображением лиц людей и животных, испытывающих разные эмоциональные состояния.
Мимические картинки в дальнейшем я использую для работы над ритмодекламациями, исполняя их в различных настроениях. Дети не смогут, глядя на угрюмое выражение, произносить текст нежно и ласково, глядя на выражение смущения – передавать радость.
При чтении текста с мимическими картинками дети должны «ухватить» стилистические оттенки мимики и постараться передать голосом предлагаемую эмоцию. Не исключено, что дети начнут гримасничать. Это не должно смущать и останавливать педагога. Важно, что у ребенка будет подвижное лицо, живые глаза. Воображение в этом случае особенно активно: меняющаяся мимика будет все время «подстегивать», заставляя анализировать и искать верную интонацию.
Одновременно на подсознательном уровне происходит овладение артикуляционными моментами в речи.
Так, незаметно для себя, ребенок учится находить связь между видимым и услышанным, а вместе с этим приобретает способность к созданию музыкально-художественных ассоциаций.
Кроме простых мимических упражнений можно разыгрывать с дошкольниками этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогут детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное. Этюды не только способствуют развитию мимики детей, но и позволяют корректировать их эмоциональную сферу.
Этюды на выражение основных эмоций.
Зимняя шутка.
Удивление.
Удивление, пожалуй, самое кратковременное эмоциональное состояние, возникает мгновенно и так же быстро проходит, уступая место другим эмоциям. Мимика, сопровождающая удивление, очень яркая и легко воспроизводится детьми.
Катя жалуется маме…
Не пойму, кто виноват –
С горки санки едут сами,
А на горку – не хотят.
В. Викторов.
Мимика. Рот раскрыт, брови приподняты, руки разведены в стороны.
Ослик.
Гнев.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
К. Чуковский.
Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренная нижняя губа. Гнев – одна из тех эмоций, которые очень трудно изобразить произвольно, т. к. это связано с вегетативными (внутренними) изменениями в организме человека. Этюд может научить малыша управлять своими чувствами в реальных жизненных ситуациях.
Кошка.
Удовольствие и отвращение.
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу.
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу.
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в товарищи – щенка?
- Фр-р!
. Г. Сапгир.
Мимика. 1. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Кошка испытывает удовольствие. Удовольствие возникает в разных ситуациях и важно, чтобы чувство было реальным, искренним.
2. Голова наклонена вперед, брови нахмурены, глаза сощурены, нос сморщен. Кошка испытывает отвращение к щенку. Этюды на выражение отвращения направлены на выражение этой эмоции, и ее смягчение.
Наша мама.
Печаль и радость.
Почему так дома пусто,
Почему так дома грустно?
Мы откроем вам секрет.
Потому что мамы нет.
Что случилось, что случилось,
Все кругом преобразилось?
Стала комната светла.
Это мама в дом вошла.
Л. Дымова.
Мимика. 1. Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ. Дети испытывают печаль. Способствуют осознанию своего эмоционального состояния, а также развитию понимания, сочувствия переживаниям других.
2. Тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка. Дети изображают радость. Одна из основных положительных эмоций. Желательно зафиксировать внимание ребенка на проявлении радости в мимике, жестах, движениях.
Литература.
1. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика». С. -П. «Детство-пресс» 2001г
2. Лазарев М. Л. «Здравствуй!» М, 1997г.
3. Чистякова М. И «Психогимнастика» М. 1995г
4. Боровик Т. А. «От слова к музыке» Минск, 1995г
5. Алябьева Е. А «Психогимнастика в детском саду» М. Сфера 2003г
6. Новиковская О. А. «Логоритмика» С – П. Крона 2005г.
7. Клюева Н. В, Филиппова Ю. В. «Общение дети 5-7 лет». Ярославль Академия развития 2001г.