Лена Проскура
Межличностные отношения дошкольников или как мы строили «Дом дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Жизненный путь личности - это история ее переживаний»
Л. С. Выготский
Детство, период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, когда он доверительно открыт миру, а мир открывается ему гармоничными и конкретными сторонами.
Проблема социально-эмоционального развития является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности.
Публикация «Межличностные отношения дошкольников или как мы строили „Дом дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и естественно, не придают значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, к себе. Это может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их, важная задача педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для этого необходимо знать возрастные особенности детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.
Современному дошкольнику часто не хватает доверительного общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется.
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста включают направления «социализация» и нравственное воспитание, посвященные формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр.
Первым социумом для ребенка является семья и группа сверстников детского сада. Они могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации детей является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Следовательно, осознание своей индивидуальности, отличие от других должно сопровождаться пониманием того, что другой человек - тоже индивидуальность, и если у тебя есть собственные вкусы, интересы, желания, стремления, то точно так же они есть и у других. Поэтому так важно учить детей социально-адекватным формам самопроявления и самовыражения. Необходимо показать, что в некоторых случаях нужно уметь ограничить себя, считаясь с другими. Это не означает, что достаточно просто поставить ребенка перед необходимостью согласовывать свое поведение и действия с действиями других детей, как это часто делают взрослые: «Не отнимай!», «Не мешай!» и т. д. Важно понимание взрослыми движущих причин, мотивов поступков детей и их поведения по отношению к другим, формирование осознанно принятых нравственных целей (мотивов) и соответствующего социального поведения.
Проявление заботы, внимания, помощи другому связаны с развитием мотивационного компонента социальной компетентности. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию, направленных на их закрепление поступков, так как каждый мотив ребенка, если он приобретает устойчивость, в будущем может стать чертой его характера.
Характер накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Недаром говорится: «Посеешь характер - пожнешь судьбу». Характер ребенка складывается в процессе общения и взаимоотношений с другими людьми. Он сводится не только к формам поведения, а является единством отношения к другим и способом его проявления. Выбор адекватных ситуаций, способов общения, этически ценных образов поведения связан с развитием у детей социальных навыков. Их формирование зависит от глубины осознания ребенком взаимозависимости людей и их необходимости друг другу; от умения выражать понятным и социально приемлемым способом свои желания, мнения, чувства; от понимания возможности их несовпадения с желаниями, мнениями, чувствами других.
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только педагогов, но и родителей. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.
Мы пришли к выводу, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства, формировать чувство общности, желание видеть в сверстнике друга и партнера. И наиболее полно эти навыки формируются в проектной деятельности. За основу мы взяли методики морального воспитания С. Г. Якобсон, Л. П. Стрелковой, К. Фопеля, которые систематизировали и адаптировали для детей своей группы. Составили перспективный план проектной деятельности, где учтены современные и традиционные методики. Главной целью нашего проекта стало привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, помочь детям пережить чувство общности друг с другом, научить замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
В ходе работы решались следующие задачи:
- укрепление психологического здоровья воспитанников, снятие состояния закрытости от контактов, стимулирование интереса и положительного отношения к членам группы, развитие эмоций, сплочение группы;
- развивать умение слушать собеседника; формировать умение применять социально одобряемые, приемлемые способы урегулирования конфликтов, стимулирование тактильных контактов;
- продолжать знакомить детей с основными способами вербального и невербального общения (жестами, мимикой, речью, учить слушать и понимать другого, контролировать свои действия;
- развитие позитивной установки на сверстников, утверждение своего Я; развитие умения согласовывать свои действия с коллективом и подчинять себя общему плану действий; содействие пониманию и эмоциональному переживанию ценности вежливости, доброты, дружбы, взаимопомощи, развитие способности противостоять злобе, эгоизму, несправедливости, обиде.
- развитие умения определять своё и чужое эмоциональное состояние, выражать это состояние;
- отрабатывать позитивные навыки взаимодействия, умение обходиться без конфликтов, способствовать дальнейшему развитию эмоций, становлению позитивной «Я – концепции».
Проект проходил в несколько этапов и включал в себя систему игр («Птенцы», «Добрые эльфы», «Волны», «Муравьи», «Ожившие игрушки» и др., игровых упражнений («Путешествие», творческую деятельность (рисование «С кем я дружу», коллективная аппликация «Солнышко из ладошек», чтение (О. Чекашова «Мой друг», Ю. Белоусова «Дружба это дар», Г. Боргуль «Подружка Маша», В. Кондратенко «Неразлучные друзья», В. Осеева «До первого дождя», М. Сикина «Страшный сон» и др., эмоциональные этюды («Здравствуй, носик!», «Кто пришёл?» и др., релаксацию («Тихое озеро», «Цветочная поляна», «Путешествие по морю», обсуждение ситуаций, моральные сценки («Упавший малыш», "Порванная книга" и др., рефлексию. В начале проекта мы выявляли уровень сформированности навыков общения со сверстниками, знания детей о хороших поступках, изучали взаимоотношения между детьми в ходе непосредственного общения. Второй этап был направлен на формирование способности находить достоинства в каждом члене группы; умения рассказывать о взаимоотношениях со сверстниками, способности видеть сверстника, обращать на него внимание, уподобляться ему, умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Далее вводились ролевые игры, в которых дети оказывали друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях, что способствовало формированию доброжелательных отношений, понятия об индивидуальных особенностях других детей.
На заключительном этапе проводились игры и задания, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной продуктивной деятельности. Итогом нашего проекта стало развлечение, в ходе которого воспитанники построили символический «Дом дружбы», выполнив нелегкие задания.
К реализации проекта привлекались родители. Для них проведены: родительские собрания «О детской дружбе», «Первые уроки дружбы»; игровой тренинг «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений); тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей». Подготовлена памятка «Как помочь ребёнку подружиться».
Проектная деятельность оказалась эффективной. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.
Предлагаемые детям игры не только способствовали формированию межличностных отношений старших дошкольников, но и доставляли им радость. Поэтому мы стремились к максимальному включению игровых моментов, живого, неназидательного общения с детьми, к проявлению симпатии и уважения к каждому ребенку.
В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.
Учитель-логопед Проскура Е. Ю.