Учарова Заира
Методы воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методы воспитания
В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
• Методы воспитания- способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленные на достижение целей воспитания. • В педагогике выделяются 3 группы методов :
Развития самосознания, нравственных чувств, ценностей
Стимулирующие и корректирующие самовоспитание
Организация нравственного поведения и деятельности
Публикация «Методы воспитания детей» размещена в разделах
Методы развития нравственного самосознания (информационные)
Беседа
Рассказ
Диспут
Пример
Разъяснен ие
Внушение
• Этическая беседа-Это вопросно-ответный метод взаимодействия, который активизирует мыслительную деятельность детей, ориентирован на совместный поиск истины. Предметом обсуждения выступают нравственные, этические проблемы. • Цель – углубление, упрочение понимания сущности нравственных понятий, обобщение их знаний, осмысление их жизненного опыта, мотивации их поступков. • Актуален для учащихся 5-8кл. когда формируется субъективная картина мира, концепция Я, Я в этом мире. • Виды: - плановые и по горячим следам -фронтальные и индивидуальные Условия применения: опора на интерес детей к проблеме, их реальный опыт; диалоговый режим: исключение раннее составленных сценариев, превращения ее в лекцию.
• Рассказ- метод, основанный на изложение отдельных фатов, событий, явлений, которые затрагивают сферу социально значимых нравственных норм, и формирования эмоционального отношения к ним. • Это монолог воспитателя, который строится как повествование, может быть реализован в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. (притчи Ш. А. Амонашвили и др.) • Преимущество-воспитанник не воспринимает услышанное как назидание. но в силу причастности к героям рассказа формирует собственное эмоционально значимое отношение к событиям, фактам, вырабатываются определенные поведенческие установки. • Мастерство рассказа- в умении доходчиво передать смысл событий, вызвать эмоциональный отклик.
• Диспут. Назначение- воспитание культуры спора, формирование умений самостоятельного поиска истины. отстаивание своих убеждений. • Используется в старших классах, так как требует серьезной подготовки и искусства ее ведения. • В дискуссии всегда заложена неоднозначность точек зрения по обсуждаемой актуальной проблеме, важна свобода высказываний учащихся. • Основным условием использования - грамотный выбор темы обсуждения, технология подготовки. • Что означает грамотный?вопрос к аудитории • Технология подготовки? Вопрос к аудитории
• Разьяснение- метод воспитания, основанный на растолкование содержания тех норм, правил поведения, которые для воспитанника являются неясными. • Используется, когда ребенок сталкивается с новой для него ситуацией, у него нет знаний, опыта, чтобы правильно оценить и выработать адекватное повеление. Разьяснение не должно переходить в назойливое назидание и применяться лишь тогда, когда воспитанник действительно не понимает содержание тех или других норм поведения.
Внушение- метод опирается на готовность воспитанника «на веру» принимать идеи и без борьбы мотивов выполнять требования. Применяется в тех случаях, когда личность не в состоянии в силу разных причин (возраст, здоровье. эмоциональное состояние)не может критически оценить ситуацию и не способен принять самостоятельное решение (Врач говорит тяжело больному «Все будет хорошо» внушая, помогает направить силы на выздоровление). «Внушаемость-ворота души: открытость Другому, способность верить»- В. Леви.
. :
Леви сформулировал пожелания к воспитательному внушению («нестандартный ребенок»)
.
• Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь», «Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит». Трудно потом освободиться от разрушительного воздействия таких «заботливых» предостережений.
• Внушать положительное. Все хотят подтверждения, что они – хорошие дети, несмотря ни на что. И не смотря ни на что жить можно, и жить хорошо. Примем закон: «Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром».
• Не внушать нереальное. Сказки нужны. но знание жизни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происходят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистично.
• Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уверен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей правоте не прожить и дня. И не воспитать.
• Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однообразных внушений. Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 – в увещевательном и 50 – в обвинительном (цифры относятся к родителям, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами).
• Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинственности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подглядывающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.
• Учитывать состояние. <<
• Убеждение примером. Метод основывается на склонности детей к подражанию. • Особенность метода в том. что пример действует не только на сознание, но и на подсознание личности, Макаренко обращаясь к родителям писал:
• Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
• Воспитательное влияние заключается в том, чтобы помочь выбрать пример, достойный для подражания и выработать негативную оценку отрицательным примерам.
Методы организации нравственного поведения и деятельности • Требование- метод, основанный на предъявлении личности определенных норм и правил поведения. – по форме предъявления
Косвенные-совет, просьба, намек, доверие
Прямыеприказание, указание, инструкция-
по степени жесткости
Слабоенапоминание, просьба, намек, порицание Среднеераспоряжение, требованиеустановка запрещение
Сильноетребование угроза, приказ
Условия применения: -предъявлять по необходимости; педагогический контроль за выполнением; минимальное к-во прямых, жестких требований; исключить давление; учет индивидуальных и возрастных особенностей.
• Упражнение- многократное повторение определенных действий и поступков с целью формирования нравственных навыков и привычек, культуры поведения. (дома, в школе, в общ. местах) • .Чаще всего применяется в младших классах. • Особый вид- «косвенные упражнения», блистательный опыт А. С. Макаренко- пример»упражнение в честности».(Ни в колонии, ни в коммуне принципиально не было замков в шкафах, кабинетах, складах, погребах…. Макарено считал, что такая обстановка лучшее упражнение в честности. • Условия успешного применения: • -Деятельность детей в условиях упражнений должна носить осознанный характер- как и зачем? • - Должна быть продумана система постепенно усложняющихся упражнений; • - доступность, посильность, учет индивидуальных особенностей.
•Поручение- метод воспитания, основанный, на передаче персональной ответственности за дело. Метод освоения социальных ролей, навыков нравственного поведения, деятельности. • С помощью метода педагог приучают к положительным поступкам- помочь в обучении, навестить больного. • Особо популярны поручения длительного характера («санитары»- «друзья Айболита») «цветолюб» и др. • Особо эффективен с младшими школьниками Условия применения: опора на интересы и способности; сменяемость поручений; для ребят понятен смысл деятельности (для кого); организация педагогом «первичного успеха»
Методы стимулирования и коррекции поведения
Это дополнительные методы, методы поддержки • Поощрение направлено на утверждение успешно выполненных действий, нравственных положительных поступков. Оно вызывает положительные эмоции, стимулирует к новым действиям. • Виды одобрения - жестом, мимикой, положительной оценкой поведения, доверием в виде ответственного поручения, поддержка в трудную минуту и др. • «опережающее одобрение»- В. Леви; Наказание- направлено на сдерживание негативных действий, неправильных поступков. • Выдающиеся педагоги Коменский, Толстой, Корчак, Сухомлинский считали, что воспитание должно обходиться без наказаний.
Основные принципы применения наказаний
• Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения. • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый. • Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. • Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. • Не допускайте превращения наказания в орудие мести. • Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Но не наказания он должен бояться, не гнева, а вашего огорчения. • Нельзя наказывать лишением любви. • Не существуют каких либо общих рецептов относительно наказания.
Каждый из них индивидуален.