Прохорова Марина
Методы развития сенсорных способностей в процессе обучения аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим принципом решения комплекса образовательной работы в детских дошкольных учреждениях является планомерность обучения детей. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.
Определяющим развитием детей является сенсорное развитие. Игры с цветом, формой, величиной обязательны в развитии детей и они вызывают большой интерес у них.
Темочки:
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Аппликация даёт возможность детям активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.
К 5 годам деятельность ребёнка становится более сложной и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать изображение по собственному замыслу. Ребёнок овладевает умением не только составлять предметы по форме, но и по длине, высоте, ширине, он различает величину (ниже, выше, толще, тоньше, ориентироваться в пространстве.
Задачами развития сенсорных способностей на занятиях аппликации
в средней дошкольной группе могут быть следующие:
• развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
• научить располагать в узоре несколько форм;
• развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
• развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
• освоить навыки вырезания по прямой и округлой линиям;
• развивать воображение, творческие способности детей.
Задачи для среднего дошкольного возраста включают обучение приемам выкладывания, вырезывания и наклеивания форм на бумагу. Когда мы говорим об обучении, то знаем что дети, не всегда проявляют интерес именно к учебному содержанию, процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений лишен для ребенка смысла, и он действует без старания и интереса, ребенку во всей его деятельности нужна мотивация.
Как же сделать обучение детей аппликации интересным, а выполнение детьми изобразительных заданий осмысленным? Здесь на помощь педагогу приходит использование игровых приемов.
Игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно - ролевой игры.
Именно достоинства сюжетной игры в среднем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:
Помимо игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности относятся информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод.
Информационно-рецептивный метод применяется для того, чтобы помочь детям воспринимать предметы и явления окружающего мира, понимать содержание музыкальных и литературных произведений и отражать их в изобразительной деятельности. Для этого организуются наблюдения, обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.
Обследование - это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета).
Репродуктивный метод применяется на самых разных этапах обучения. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективны занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагается действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот. Использование репродуктивного метода способствует формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.
Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.
Использование исследовательского метода побуждает детей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действуют путём сравнения, сопоставления и добиваются нужного результата. Исследовательский метод также применяется, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.
Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.
Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. При направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.
Основным аппликационным материалом для детей среднего дошкольного возраста является бумага. Поэтому, наряду с традиционными занятиями аппликацией необходимо знакомить детей со свойствами и качеством бумаги.
На занятиях детям можно раздать разную цветную бумагу: гофрированную, писчую, газетную, столовые салфетки, рулоны туалетной бумаги (разных цветов, обратить их внимание на особенности каждой, предложить ее исследовать (пощупать, помять, порвать, пошуршать ею и определить, какая бумага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и т. п.). Дети, как правило, занимаются этим с удовольствием. Они наслаждаются производимым шумом, изменением формы бумаги. В результате одни дети рвут из мягкой бумаги длинные полоски, другие - скатывают из нее маленькие комочки, третьи - пытаются сделать большой ком, сминая плотную бумагу, но он распрямляется и образует какую-то фигуру и т. п.
К сожалению, в практике почти не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как изобразительного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого.
Во-первых, в зависимости от того, что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик, дети учатся передавать специфику изображаемого предмета: например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков - веточку мимозы, сирени, нарядную елку.
Во-вторых, по-разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, с орудиями.
В средней дошкольной группе появляется новая задача - обучение вырезанию. П И прежде чем обучать детей вырезанию, нужно закрепить у детей умение раскладывать и наклеивать готовые формы на примере составления узоров из геометрических элементов. Когда дети овладевают приёмами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредотачивается на приёмах пользования ножницами. Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. Чтобы облегчить его, нужно сначала упражнять детей в вырезании узких полосок поперёк, однородными движениями ножниц, выполняя игровое задание: вырезать билеты для игры в «Театр», «Цирк», билеты для игры «Автобус».
Игровая форма повышает интерес ребёнка и легче усваиваются приёмы использования нового инструмента.
Прежде чем обучать детей вырезанию ножницами, совместно с детьми нужно разработать правила работы с ножницами.
1. На занятиях используются ножницы средних размеров с тупыми закруглёнными концами.
2. Ножницы держат перед собой, не направляя вверх или в сторону от себя.
3. Передаются ножницы кольцами вперёд, держа за лезвия, кладут кольцами к себе.
4. После окончания работы ножницы убирают в специальный чехол или кармашек.
Нельзя:
• во время занятий играть ножницами;
• оставлять ножницы открытыми;
• оставлять рабочее место в беспорядке.
Подробно обсудите эти правила, чтобы дети поняли, что это важно для их здоровья и безопасности и здоровья других детей группы.
Также в этом возрасте развивается мелкая моторика руки, поэтому предлагается детям составлять узоры из мелких деталей и вырезать дополнительные элементы. Для развития мелкой моторики руки в свободное время использовали различные мозаики, игры типа «Шнурочки», пальчиковые игры.
Для развития восприятия и воображения детей использовала такие игры и упражнения, как «Дети на прогулке», «На что это похоже», в которых дети должны на основе восприятия схематических изображений или заместителей создавать новые образы; «Волшебная мозаика» - научить создавать в воображении предметы, основываясь на схематичном изображении деталей предмета и другие подобные игры.