Маратканова Валерия
Методы применения рефлексивного круга в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В младших группах ДОУ обычно используется только рефлексия настроения. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал: смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.
Воспитаннику дается возможность оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (хорошее настроение и всё понравилось – улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – смайлик, который не улыбается). Выбор ребенка всегда должен быть обоснованным (почему понравилось, или почему нет, и что именно было не так).
Темочки:
Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).
К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:
радостный,
улыбающийся,
задумчивый/грустный,
слезливый,
сердитый.
Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения» :
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
сегодня меня порадовало…
сегодня меня огорчило…
Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».
Рефлексию деятельности мы начинаем применять со среднего дошкольного возраста.
1. Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
Сегодня на занятии было самое интересное….
Мне особенно понравилась…
Я не очень понял…
Мне еще хотелось бы заняться …
или
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
2. «Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
Красной – дело не понравилось, скучно.
3. «Сказочное дерево»
Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
Жёлтый листик – неудовлетворённость.
4. Метод «Лестница успеха»
Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:
Уверен в своих знаниях…
В основном уверен…
Нужно ещё повторить…
Нуждаюсь в помощи…
Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.