Александра Никонова
Методы научно-педагогического исследования в дошкольной педагогиге
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Общее понятие о научно-педагогическом исследовании.
2. Этапы и логика научно-педагогического исследования.
3. Методы педагогического исследования.
Ключевые слова: педагогическое исследование, этапы педагогическогоисследования, логика исследования, методы педагогическогоисследования.
1. Общее понятие о научно-педагогическом исследовании
Публикация «Методы научно-педагогического исследования в дошкольной педагогиге» размещена в разделах
Под исследованием в области дошкольной педагогики понимаетсяпроцесс и результат научной деятельности, направленной на получениеновых знаний о закономерностях дошкольного образования, его структуре имеханизмах, содержании, принципах и технологиях.
2. Этапы и логика научно-педагогического исследования
Научные педагогические исследования осуществляются по определеннойлогике. Логика научно-педагогического исследования – этопоследовательность осуществления научно-педагогической деятельности,упорядоченный и обоснованный алгоритм исследовательских действий.
Условно В. А. Сластенин выделяет два раздела в программе исследования : методологический и процедурный.
Научно-педагогическое исследование осуществляются поэтапно всоответствии с четко определенной логикой.
Этапы и логикапедагогическогоисследования
1 этап Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ееактуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования и соотнесенных с целями задач.
2 этап Выбор методологии – исходной концепции, опорныхтеоретических положений, единого, определяющего ход ипредполагаемые результаты исследования замысла,исследовательского подхода. Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоитдоказать.
3 этап Выбор методов исследования.
4 этап Теоретический анализ проблемы.
5 этап Организация и проведение поэтапной опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий (преобразующий) и контрольный (итоговый) этапы.
6 этап Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Выработка практических рекомендаций
7 этап Внедрение результатов исследования в практику работыучреждений образования.
3. Методы педагогического исследования
Для осуществления научного исследования нужен инструментарий.
Таким инструментарием являются методы исследования. Методыпедагогического исследования – способы изучения педагогических явлений,получения научной информации о них с целью установления закономерныхсвязей, отношений и построения научных теорий.
Методыпедагогическогоисследования
Общенаучные Конкретно-научные
Теоретические эмпирические
общетеоретические:
абстракция и конкретизация
анализ и синтез
сравнение
противопоставление
индукция и дедукция
социологические:
анкетирование и
интервьюирование
экспертный опрос
рейтинг
социально-психологические:
социометрия
тестирование
тренинг
математические
ранжирование
шкалирование
корреляция анализ литературы,
архивных материалов,
документации,
продуктов
деятельности
анализ понятийно-
терминологической
системы
проведение аналогий,
основанных на
общности
фундаментальных
законов диалектики
для процессов
различной природы
построение гипотез
построение
мысленного
эксперимента
прогнозирование
моделирование наблюдение
беседа
педагогический
консилиум
изучение и
обобщение
массового и
индивидуального
педагогического
опыта
педагогический
эксперимент