Марина Мацуга
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания
Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,
самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец.
А. В. Сухомлинский
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты, которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.
Публикация «Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания» размещена в разделах
Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.
Примерный план изучения опыта семейного воспитания :
1. Важнейшие сведения о «семье :
- состав семьи;
- образование родителей и других членов семьи;
- профессии родителей и членов семьи;
- увлечение (хобби) родителей.
II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье :
-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);
-характер отношений (изменчивый, противоречивый);
-позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).
III. Цель и задачи семейного воспитания детей.
IV. Приоритеты семьи в воспитании детей :
- здоровье, здоровый образ жизни;
- раннее образование детей;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей.
V. Особенности семейного воспитания :
- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;
-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);
- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.
VI. Организация совместных форм деятельности в семье :
- вовлечение детей в общие семейные дела;
- разобщенность родителей и детей в семейных делах;
- отстранение детей от семейных дел;
- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.
VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.) :
- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);
- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.
VIII. Уровень педагогической культуры родителей:
- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;
- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;
- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.
Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.
Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.
В процессе наблюдения:
1) ставится задача;
2) составляется план;
3) идет фиксация данных;
4) следует обработка зафиксированных данных;
5) делаются соответствующие выводы.
Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:
1. Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.
2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.
3. Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).
4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.
Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).
Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.
Виды проведения анкетирования:
1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);
2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).
Типы анкет:
1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);
2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);
3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).
Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.
Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.
Особенности беседы, ее подготовка и проведение:
1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.
2. Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.
3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.
4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.
5. Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.
6. Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.
7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.
8. Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.
Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.
Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Как вести себя с гиперактивным ребенком», «Если ребенок отстает в развитии», «Как воспитывать ребенка без отца», «Особенности воспитания приемного ребенка», «Специфика воспитания в семье многих детей», «Особенности воспитания единственного ребенка», «Как воспитывать близнецов» и др.
Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.
Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца) : первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.
Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.
Педагог обращает внимание на такие детали:
1) как расположены члены семьи;
2) насколько они удалены друг от друга;
3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;
4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;
5) кто выше ростом, а кто ниже;
6) кто большой по размерам, а кто — маленький;
7) кто в каких красках нарисован.
Что можно узнать при раскодировании рисунка?
1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.
2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.
3. Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.
5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.
6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.
Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: «Как распознать, что тревожит ребенка?», «Как дети воспринимают нас и наши отношения?», «Какими мы видим самих себя и наших детей?», «Как выявить скрытый конфликт в семье?» и др.
Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.
Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:
Мальчик разбил чашку дергает кошку за хвост
Мальчик бьет мальчика несет мамину сумку
Мальчик держит цветок подает бабушке лекарство
Мальчик чистит ботинки выносит мусор в мусоропровод
Мальчик убирает постель поливает цветы и т. п.
Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:
- отношение взрослых к ребенку;
- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;
- ценности семьи;
-стиль семейных отношений.
Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать «Что нарисовано?» и озвучить нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.
Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама.», «Если я плохо мою руки, то папа.», «Если у мамы болит голова, то мы с папой.», «Мама хвалит меня, если я.», «Бабушка огорчается, когда я.» и т. д.
Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания, иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии, технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).
Использованная литература:
1. Богославец, Л. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. //Журнал «Управление ДОУ» №5 (18) 2004.
2. Давыдова, О. И., Богословец, Л. Г., Майер, А. А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход. – М. : Сфера, 2006. (приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.
.