Олеся Жураковская
Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Публикация «Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду» размещена в разделах
Основными методами являются следующие :
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы :
1) Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
2) Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
3) Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
4) Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
5) Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
6) Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
7) Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
8) Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.
9) Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
10) Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду
Целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры- драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.
Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях строится поэтапно:
1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;
3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);
4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.
Список использованной литературы.
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1991. -127 с.
2. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 32-33.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
4. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С. 55-58.