Татьяна Перова
Методы и приемы воспитательной работы по профилактике и коррекции девиаций у детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы
1. Универсальные, которые в зависимости от ситуации, могут выступать как составляющие компоненты более сложных индивидуальных форм:
- Диагностическая беседа
-консультация,
-совет, рекомендация,
-психолого-педагогическая поддержка,
-обсуждение (разбор) проблемы,
-предложение, поручение,
-проведение семейного часа по теме профилактики конкретного девиантного поведения,
-включение в совместную работу, и т. д.
2. Поддержка становления индивидуальности ребенка
-оказать помощь в выборе кружков,
- рекомендовать посещение спортивных секций,
Темочки:
-вовлечь в работу (кружка, секции, коллектива по какому-то делу,
-оказать индивидуальную помощь в развитии творческих способностей в рисовании (пении и т. д. ,
-поручить выполнить какое-то задание в соответствии с его увлечениями,
-контроль текущей успеваемости, посещаемости занятий.
3. Содействие в проявлении индивидуальности ребенка:
-попросить показать то, что ребенок делает хорошо (сначала обсудить вдвоем, а потом показать для всех): организация творческого вечера,
-подготовить ребенка для участия в школьном, городском конкурсе или мероприятии,
-привлечь к участию в выставке творческих поделок,
-помочь в составлении фотоальбома «Мое хобби»
-дать творческое задание по подготовке к общему делу,
-беседа с ребенком о его достижениях в той или иной сфере, помочь ему составить «Лестницу (Лист) своих достижений»,
-дать возможность проявить свои способности через выполнение поручения,
-поручить подготовить музыкальное сопровождение (оформление и т. д., в зависимости от интересов) мероприятия.
4. Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей
-выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность,
-формирование положительной мотивации деятельности,
-оказание помощи воспитанникам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального» и «реального Я», составление программы саморазвития,
-рекомендовать прочитать книгу, имеющую отношение к проблеме ребенка и содержащую воспитательный потенциал,
-помочь научиться правильно и самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций,
-индивидуальные беседы по темам «Моё настроение», «Анализ дня»,
-с помощью психолога скорректировать отрицательные личностные черты характера, такие как грубость, агрессия,
-проанализировать с ребенком причины появления и проявления в его поведении агрессии, грубости,
-подготовить сюрприз на День рождения ребенка и научить его делать добрые сюрпризы-поздравления для своих друзей,
-провести работу по индивидуальной коррекции поведения и отношений ребенка в своей группе, классе.
Формы отклоняющегося поведения:
-отказ от учебы;
- отказ от трудовой деятельности;
- бродяжничество;
- драки и агрессия;
- грубость, неповиновение старшим, словесная агрессия,
-вызывающие манеры поведения;
- лживость (преднамеренный обман, мифомания);
- употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ;
- нанесение самоповреждений, суицидальное поведение;
- поведение, связанное с подростковой сексуальной расторможенностью;
- мелкое воровство и хулиганство.
Типичные трудности у умственно отсталых детей с отклонениями в поведении:
• взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
• взаимоотношения со сверстниками,
• отсутствие реальной самооценки,
• отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
• внутренне одиночество,
• поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,
• поиск комфортного существования, благополучия,
• отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
• неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
• отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
• наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
• отсутствие чувства безопасности.