МААМ-картинки

Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста

Юлия Никулушкина
Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

И УПРАЖНЕНИЙ

ТЕМАТИКА

1. Большая, средняя, маленькая матрешка.

2. Домик с большими и маленькими окошками.

3. Домик с треугольными окошками.

4. Домики с треугольными и квадратными окошками.

5. Мячи четырех цветов.

6. Найди куклу по цвету.

7. Подарим куклам бусы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2–3 ГОДА)

Публикация «Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста» размещена в разделах

Методы и приемы воспитания сенсорной культуры

у детей раннего возраста

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания (Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Приём – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчиненный характер.

При формировании у детей основ сенсорной культуры следует использовать способность детей к подражанию.

1. Сначала все действия выполняются совместно с ребенком, поскольку это максимально соответствует возможностям детей.

2. Детям показывают, как выполнить то или иное действие, а затем совместно (то есть руками ребенка) выполняют. В данном случае подражание является сопряженным: взрослый осуществляет поэлементный показ действия, а ребенок повторяет каждый элемент. В случаях затруднения взрослый помогает ребенку выполнять действие, направляя его руки. Далее подражание носит отраженный характер: после показа операции ребенок выполняет ее самостоятельно. Взрослый оказывает ему необходимую помощь.

3. На втором этапе обучения дети способны выполнить задание по наглядному образцу после тщательного анализа, объяснения и показа педагога. Педагог руководит действиями ребенка, оказывает ему помощь.

4. На третьем этапе обучения можно подойти к выполнению заданий по инструкции с опорой на образец.

При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака. Целесообразно использовать следующие приемы обследования : показ величины (протяженности, высоты и ширины предмета, проведение пальцами по указанной протяженности, измерение ее разведенными пальцами или руками, сравнение величины предметов путем наложения или приложения. Значительное место в работе следует отводить тренировочным упражнениям, игровым ситуациям, а в дальнейшем – дидактическим играм.

При формировании умения строить сериационные ряды сначала детей обучают раскладывать три предмета по подражанию, затем по образцу и далее по правилу (выбирать каждый раз самый большой/маленький).

В последующем можно увеличить количество предметов до 5–7. Необходимо отметить, что результаты измерений должны использоваться в различных содержательных деятельностях (предметной, игровой, продуктивной).

При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога.

1. Сначала все действия выполняются совместно («рука в руке», затем по подражанию и образцу.

2. Целесообразно также использовать показ геометрического тела (фигуры, его называние (педагогом, выбор «такого же» по подражанию и образцу.

3. Затем необходимо организовать такие действия ребенка с предметом, которые обусловлены его формой. Далее используются упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму; упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины; предметов разного цвета и величины); упражнения на выбор по словесному обозначению педагога; упражнения в форме дидактических и подвижных игр.

Аналогичная система работы предусматривается при ознакомлении с геометрическими фигурами. Знакомство с геометрическими фигурами происходит путем сравнения с уже известными формами в той же последовательности (к примеру, для демонстрации «связи» между телами и фигурами можно использовать эффект тени: при ярком местном освещении демонстрируют, что тень от шара – это круг и пр.). При поиске предметов различной формы в окружающей обстановке можно использовать «геометрические ориентиры» – фигуры с четко обведенным контуром. Размер фигуры соответствует размеру искомых предметов, что облегчает задачу. Результаты обследования используются в различных видах деятельности (предметной, игровой, продуктивной, конструктивной).

Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, как при обследовании величины или формы предмета. Поэтому формирование представлений о цвете происходит путем фиксации внимания детей на тождестве цвета предметов.

1. На начальном этапе обучения, когда у детей еще не сформированы эталонные представления, выделение цвета осуществляется через соотнесение предметов между собой. При этом первоначально это будут устойчивые пары цветов, например: черный – желтый, красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный.

2. В дальнейшем пары устанавливаются произвольно. Ребенку показывают предмет определенного цвета и предлагают: «Выбери такой же, как у меня» (такого же цвета). Вначале предлагается выбрать из двух лежащих перед ребенком предметов.

3. В дальнейшем постепенно увеличивают численность элементов группы однородных предметов до шести (например, деревянные шарики по три каждого цвета). Ребенок каждый раз выбирает один предмет определенного цвета, перекладывая его в указанное педагогом место (стаканчик, коробочку, сосуд с узким горлышком и пр., и таким образом получает две группы однородных предметов. Это упрощенный вариант группировки, промежуточный между выбором по образцу и группировкой.

4. Следующий шаг – обучение группировке, когда перед ребенком в произвольной последовательности раскладывают предметы, а он берет их по порядку и определяет путем приложения к образцу, в какую группу их положить.

5. В дальнейшем предметы раскладываются без использования образца (элементарная классификация). При выполнении каждого действия педагог называет цвет предмета, постепенно добиваясь повторения и самостоятельного его называния ребенком.

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2–3 ГОДА)

Дидактическая игра:

«Большая, средняя, маленькая матрешка».

Цель: развивать умение детей в сопоставлении предметов по величине и в понимании слов «большая», «средняя», «маленькая».

Оборудование: дидактическая картинка с матрешками: большой, средней, маленькой, три силуэта матрешки: большой, средний, маленький.

Описание:

1. Воспитатель показывает ребенку силуэты с тремя матрешками, рас-сматривает их с ним постепенно: большую, среднюю, маленькую.

2. Затем воспитатель выстраивает два силуэта матрешки: большую и маленькую. Рассматривает с ребенком матрешки. Фиксирует внимание на их величине: одна матрешка маленькая, а другая большая, затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.

3. Далее воспитатель дает ребенку дидактическую картинку с тремя матрешками. Рассматривает их: матрешки – яркие, нарядные, большая, средняя, маленькая.

4. Воспитатель предлагает ребенку наложить силуэт большой матрешки на большую матрешку на дидактической картинке, так же просит поступить и с маленьким силуэтом матрешки.

5. Достав еще один силуэт матрешки (средний, воспитатель выстраивает на столе все три силуэта в один ряд и подчеркивает разницу в величине. Ребенок внимательно рассматривает матрешек, затем с помощью взрослого показывает, где большая матрешка, маленькая и средняя.

Не следует требовать от детей произнесения названий величины, важна лишь их практическая ориентировка в размерах предметов.

6. Воспитатель дает силуэты детям и просит разложить их на дидактической карточке методом сопоставления.

7. Далее воспитатель предлагает детям посмотреть, как матрешки танцуют: большая под спокойную музыку, средняя под плясовую, маленькая под колыбельную.

8. Детям предлагается хлопнуть один раз, если они увидят большую матрешку; топнуть, если увидят среднюю матрешку; присесть, если увидят маленькую матрешку.

Дидактическая игра

«Домик с большими и маленькими окошками».

Цель: обращать внимание детей на величину предметов; формировать умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине: учить понимать слова «большой», «маленький», «такой», «не такой».

Оборудование: силуэты окошек – большой и маленький, дидактическая картинка «Домик с большими и маленькими окошками».

Описание:

1. Воспитатель показывает ребенку дидактическую картинку с домиком и отверстиями для большого и маленького окошка, объясняя ребенку, что в этом домике есть большие и маленькие окошки. Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши. Поясняет, что окошки можно закрыть, предлагает ребенку взять маленькое окошко и разместить в окошке домика, далее предлагает взять большое окошко и разместить в домике. Форма окошка не называется. Показ каждого окошка сопровождается словами «такой», «не такой», «большой», «маленький».

2. Ребенку предлагают послушать маленький отрывок из стихотворения о доме.

СТРОИТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ

Мы строителями станем

И построим новый дом.

Первым делом подойдите,

Ознакомьтесь с чертежом.

Подгоните самосвалы,

Загружайте кирпичи.

Ими кубики побудут.

– Начинайте, силачи!

А теперь возводим стены

Выше роста своего.

Кран подъёмный вызываем,

Пусть поставит нам окно.

Под конец положим крышу…

Ах! Какая красота!

Дом построен, все довольны,

И закончилась игра.

Л. Разумова

Одновременно со стихотворением показать дом с большим и маленьким окошками. Детям предлагается назвать окошко, которое закрыто (большое, маленькое).

Дидактическая игра

«Домик с треугольными окошками».

Цель: развивать у детей умение чередовать предметы по величине; учить понимать слова «большой», «маленький», «такой», «не такой».

Оборудование: силуэты треугольников (больших и маленьких, дидактическая картинка домиков с треугольными большими и маленькими окошками.

Описание:

1. Воспитатель показывает детям дидактическую картинку с отверстиями – большими и маленькими треугольниками. Объясняет, что в этом домике есть большие и маленькие треугольные окошки, затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши треугольной формы. Поясняет, что окошко можно закрыть. Воспитатель сначала показывает действия, потом предлагает их совершить ребенку. Показ каждого предмета сопровождается словами: «такой», «не такой», «большой», «маленький». После того как ребенок заполнит все окошки треугольной формы, ему можно дать дидактическую картинку с квадратными окошками. Тем, кто неуверенно справляется с заданием, необходимо предложить выполнить задание еще раз с этим же материалом, но повернуть дидактическую картинку таким образом, чтобы отверстия, находившиеся справа, оказались с левой стороны.

2. Воспитатель еще раз показывает детям «образ» треугольника, читает стихотворение о нем и предлагает сказать, сколько треугольников и какие они по величине.

ТРЕУГОЛЬНИК

Треугольник – три угла,

Посмотрите, детвора:

Три вершины очень острых –

Треугольник «остроносый».

Стороны в нем тоже три:

Раз, два, три – ты посмотри.

Треугольник мы рисуем,

Знать теперь его мы будем

И. Лазарева*

Дидактическая игра

«Домик с треугольными и квадратными окошками».

Цель: закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм.

Оборудование: дидактическая картинка домиков, силуэты треугольников и квадратов.

Описание:

Воспитатель показывает детям дидактическую картинку с квадратными и треугольными отверстиями. Внимание детей обращается на то, что в домике имеются разные окошки – «такие» и «вот такие». Воспитатель сопровождает эти слова жестами – обводит рукой форму окон. Потом он показывает вкладыши и поясняет, что у него много геометрических игрушек и они тоже разные: треугольные и квадратные. Затем воспитатель демонстрирует еще раз дидактическую картинку и вкладыши одновременно, отмечает, что окошки можно закрыть. Воспитатель показывает, как закрывать разные окошки: сначала необходимо примерить вкладыш к окошку, а потом, если вкладыш подходит, закрыть окошко. Подбирать вкладыш к каждому окошку путем сравнения соответствующего отверстия с геометрической фигурой. Во время повторного выполнения задания необходимо дидактическую картинку повернуть так, чтобы треугольные отверстия были слева.

Дидактическая игра:

«Мячи четырех цветов».

Цель: обращать внимание детей на цвет предмета; устанавливать тождества и различия предметов; развивать понимание слов «цвет», «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький».

Оборудование: дидактическая картинка с мячами, игрушка – игровой персонаж.

Описание:

Воспитатель показывает детям дидактическую картинку с мячами. Дети слушают рассказ воспитателя : «На картинке нарисованы мячи, давайте их рассмотрим. Три мячика спрятались (воспитатель прячет за лист бумаги три мяча, а один остался. Какой он по цвету?» Таким образом рассматриваются все мячи. После того как все мячи будут открыты для рассматривания, рассказать детям, что три мяча большие, а один маленький. Спросить детей, какой по цвету мяч маленький, какие по цвету большие мячи? Далее воспитатель просит ребенка поставить игрушку (зайчика) рядом с красным мячом, зеленым, большим мячом и маленьким мячом. Таким образом, зайчик с помощью ребенка путешествует по дидактической картинке, а ребенок говорит зайчику, рядом с каким мячиком он остановился.

Дидактическая игра:

«Найди куклу по цвету».

Цель: обращать внимание детей на цвет одежды куклы; обозначать цвет словом; развивать умение различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

Оборудование: дидактическая картинка, белый лист бумаги А4, бумага для рисования, цветные карандаши.

Описание:

1. Воспитатель предлагает детям познакомиться с куклами, которые пришли в гости. Обращает внимание, что они все нарядные. С помощью белого листа бумаги закрывает три куклы и объявляет детям, что куклы решили поиграть в прятки, следующая кукла покажется только тогда, когда дети расскажут про части одежды предыдущей куклы. Необходимо с детьми поговорить о названиях частей одежды и ее цветовой гамме.

2. Воспитатель показывает гостей – кукол в разной по цвету одежде, сначала куклы появляются все вместе, затем – по одной. Воспитатель рассматривает с детьми одежду одной куклы и предлагает для нее сделать подарок – нарисовать мячик тем цветным карандашом, который соответствует цвету одежды куклы, для следующей куклы можно нарисовать шарик, для третьей куклы – цветок, для четвертой – клубочек.

Дидактическая игра

«Подарим куклам бусы».

Цель: обращать внимание детей на цвет одежды куклы; обозначать цвет словом; развивать умения различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий); развивать умения детей выбирать предметы заданного тона из четырех возможных; закреплять умение группировать предметы по цвету.

Оборудование: дидактическая картинка «Бусы» (4 шт., дидактическая картинка «Куклы».

Описание:

1. Воспитатель предлагает вспомнить своих гостей-кукол и подарки, которые дети сделали гостям. Дети вместе с воспитателем вспоминают цвет одежды каждой куклы. Взрослый предлагает рассмотреть бусы – подарки для кукол, дети и воспитатель вместе размышляют над тем, какие по цвету бусы подойдут каждой кукле. Далее каждому ребенку по очереди даются карточки с бусами и предлагается разместить их над той куклой, которой они подходят. Можно раздать четырем детям по карточке с бусами и предложить поместить ее рядом с той куклой, к которой подходит данное украшение. После того как дети определят соответствие среди картинок, воспитателю необходимо попросить каждого ребенка объяснить, почему он именно так выполнил задание.

2. Воспитатель предлагает детям посмотреть и назвать цвет одежды той куклы, (которая на картинке). В знак благодарности кукла поет детям песенку, вторая кукла рассказывает стихотворение, третья просит детей слепить ей бусы из красного пластилина, четвертая кукла предлагает детям с ней потанцевать.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста
Опубликовано: 15 августа 2022 в 13:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД