Ирина Якушева
Методы и приемы формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыка чтения у детей с ОВЗ является важнейшей задачей обучения. Известно, что навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность, так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.
Для формирования осознанного чтения необходим ряд условий:
• Сформированность пространственно временных представлений;
Публикация «Методы и приемы формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ» размещена в разделах
• Сформированность фонематических процессов;
• Сформированность зрительной памяти;
• Сформированные представления о фонеме;
• Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
В норме психофизиология чтения включает в себя следующие этапы:
• Зрительное восприятие букв;
• Узнавание их и различение;
• Соотнесение букв с их фонемами (звуками);
• Слияние звуков в слоги;
• Слияние слогов в слова, а слов – в предложение;
• Понимание смысла прочитанного.
Если эти этапы следуют друг за другом не в указанной последовательности или какого-то этапа недостаёт, возникает дислексия - специфическое нарушение процесса обучения чтению.
Для учащихся с ОВЗ проблема овладения чтением особенно актуальна. В нашем учреждении обучаются дети, имеющие АООП с задержкой психического развития, РАС, ТНР. У каждой категории детей формирование механизма чтения происходит особым образом.
У детей с ЗПР часто отсутствует мотивация, снижен интерес к чтению. Ограниченный запас представлений об окружающем мире, особенности восприятия не позволяют осознавать прочитанное в полной мере.
В условиях общеобразовательного класса используются всем известные виды работ над смыслом прочитанного (словарная работа, анализ произведения, составление плана, пересказ). Эти виды работы приобретают ряд специфических черт в классе для детей с ОВЗ.
Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта детей с ЗПР не позволяют им ясно представить описанную в произведении картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое.
Так, подготовительная работа в младших классах часто требует создания конкретной наглядной моделирования ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия на объект изучения, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания текста. В ряде случаев эта подготовка может осуществляться в виде беседы, в процессе которой актуализируются, и уточняются имеющиеся в опыте детей представления.
Многие учащиеся с РАС успешно овладевают технической стороной чтения, но осмысление текста становится затруднительным, что не позволяет им самостоятельно выполнять задания. В процессе многократного повторения одного и того же алгоритма действий ребенок с РАС справляется с поставленной перед учащимся задачей. Но перенести этот же алгоритм на новое, похожее задание часто не может. Как правило, своеобразность мышления не позволяет таким детям в полной мере осознавать прочитанное. Потеря интереса, нежелание читать являются актуальными проблемами при обучении.
Слог и слово.
На начальном этапе, для того чтобы создать мотивацию к чтению мы используем печатные игры «Логолото», «Веселые буквы и слоги», «Буквы, слоги и слова», «Найди и прочитай». Как только ребенок научился узнавать буквы и складывать слоги, начинаем работать над смысловым компонентом. С детьми с ОВЗ работа строится с использованием традиционных методов, которые также имеют свою специфику. Используется больше наглядности (соотнесения с картинками, выбор из избыточного количества, раскрашивание картинок или кружков, обозначающих ассоциацию с прочитанным словом.
Интересно задания «Псевдослова». На одних карточках написаны слова (метро, дорога, на других – псевдослова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка). Для детей с РАС хорошо использовать прием так называемого «Синквейна», то есть подбор к ключевому слову существительных, прилагательных, глаголов, а также составление предложения в виде пяти строчек. Такой вид работы имеет четкий алгоритм действий, что нравится детям с РАС.
Предложение и текст.
Всем известны приемы : чтение текста с пропущенными в словах слогами, словами; соединение начала и конца предложений; составление предложения с использованием по смыслу слов; составление предложения по ключевым словам, по предметной или по сюжетной картинке.
Но с особыми детьми необходимо создавать ситуацию, в которой ребенок захочет выполнить и выполнит задание продуктивно.
1. «Цепочка», звенья которой - дети. Объясняем, что цепочка не должна порваться, а для этого надо внимательно слушать соседа.
1-й ребенок называет существительное. 2-й ребенок повторяет это же слово и добавляет свое, по цепочке. Таким образом, можно придумать предложение и даже рассказ. Дом. Дом стоит. Большой дом стоит. Большой красивый дом стоит. Большой красивый дом стоит на улице.
2. «Перепутанные слова». Речь идет о деформированном предложении.
3. Детям с ОВЗ нравиться получать послания, письма, записки. этот момент активно используется нами в работе. Ребенок читает инструкцию и выполняет задание. Важно привлекать других детей для проверки правильности выполнения.
• «Верно-неверно». Ребенку нужно прочитать предложение и ответить верно оно или нет. А также ответить почему?
• Прочитай сначала вопросы, а затем предложение. Найди вопрос к предложению
Что делал Миша? Кто раскрыл Мишину тетрадь? Что было написано в Мишиной тетради?
Мама раскрыла Мишину тетрадь по русскому языку.
• Бывает-не бывает. Листочки на деревьях распускаются зимой.
Упражнения на понимание и осмысление всего текста
Мы активно используем тексты с занимательными заданиями на осмысление.
1. Предлагаем ребенку прочитать рассказ и раскрасить все овощи, которые поливала Катя, или соединить подарки так, как дарил их Дед Мороз. Ребенок выбирает из избыточного количества картинок нужную и раскрашивает.
Подобные задания возможно составить к любому другому тексту.
2. Следующий вариант задания, рассмотреть 2 картинки. Прочить текст и раскрасить ту картинку, которая соответствует тексту.
3. Прочить рассказ и выбрать нужные слова по смыслу. Обвести их. То есть ребенок имеет возможность обводить слова по специальной пунктирной линии. Увлекательное занятие стимулирует ребенка к чтению.
4. Иллюстрирование смысла текста. Очень часто ребенку легче нарисовать картинку по прослушанному тексту, чем выразить свои мысли словесно.
В данной ситуации работаем с картинками, сериями картинок, придумываем продолжение. Особенно сложно детям с ОВЗ дается составление вопросов.
5. И, конечно, нельзя не отметить известные всем тексты с дырками, с хвостами, «шиворот навыворот», с прятками.
"Дырки" - это пропущенные слова, а "хвосты" - незавершенные предложения, которые ребенок должен закончить по смыслу. В текстах "шиворот-навыворот" перепутались отдельные слова, а в текстах с "прятками" - целые предложения. И теперь детям предстоит все распутать и расставить по местам. Так читать гораздо увлекательнее.
«Слово, зашифрованное значками». Каждая буква алфавита обозначается каким-то знаком — кружок, квадратик, звездочка. Детям дается шифр из знаков и алфавит с условными обозначениями. Задача учащихся — как можно скорее подобрать буквы и разгадать слово.
Важно научить детей быть коммуникабельными, обращаться за помощью, воспитывать хорошие привычки, давать оценку своему поведению и другому человеку. Во время чтения это обеспечивается при анализе ситуаций из литературных произведений, с которыми знакомятся учащиеся (вданном случае хорошо использовать тексты нравственно - этического характера для осмысления поступков и поведения)
Таким образом, можно сделать следующие выводы: у детей с ОВЗ процесс чтения вызывает значительные трудности. Особенные сложности связаны со смысловой стороной чтения. Мы, коррекционные специалисты, призваны создать для такого ребенка условия, в которых у него появилась бы мотивация, заинтересованность. Нам приходится интерпретировать виды и методы работы, использовать разные методики, методом проб и ошибок подбирать и создавать новые приемы, дополнять традиционные. Работа над смысловой стороной чтения является одной из важнейших задач как в работе специалиста (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, так и учителя начальных классов. Поэтому результативность возможна только при комплексном воздействии на весь спектр речевых и психических нарушений.