Любовь Ганоцкая
Методология использования русской народной сказки в развитии личности ребенка (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллегии, на примере сказки «Рукавичка», где нравственный урок мы предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решить противоречия – один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. И так что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети, и как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Публикация «Методология использования русской народной сказки в развитии личности ребенка (часть 2)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Воспитание добрых чувств можно проследить с одной стороны в желании детей помочь малышам, а с другой – в самой сказке звери помогают друг другу.
Связь с экологией просматривается в расшифровке названий зверей.
Развитие мышления и воображения в послесказочном путешествии, а так же в поставленных вопросах:
1. Кто мог потерять рукавичку?
2. Что можно с ней сделать?
Сказка развивает руку: коллективная работа «превращение рукавички в волшебный летучий корабль».
Есть еще несколько методов, с которыми я хотела бы поделиться:
Бином фантазии
Очень интересный эффективный метод работы со сказкой. Мы предлагаем детям последовательно просмотреть картинки, игрушки. В данном случае просим придерживаться правила: взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Их соединение с помощью вашей фантазии в сказке и есть «Бином фантазии».
Коллаж из сказок
Не менее плодотворный метод, захватывающий многие сферы развития ребенка. Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям придумать сюжет новой сказки. Можно брать различных героев нескольких сказок, сюжет может переплетаться в зависимости от вашей фантазии.
Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать “узелки” сказочных “клубочков”.
Например: “Ребята, попробуйте развязать узелок? Сколько сказок свернулось в клубок?”
“Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может”. (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”).
А вот такие задания помогают развивать и память, и речь:
- Угадайте сказку по трем словам:
1) Коза, козлятки, волк (“Волк и 7 козлят”)
2) Курочка, петушок, зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”)
Или: В какой сказке есть такие слова?
Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? (“Морозко”)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться
Разве вкусная вода.
В ямке из копытца (сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”).
Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой:
- находить математическое начало в сказках, то есть составлять задачки из сказок:
“Жили-были дед и баба,
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка одно яйцо
Простое, одно золотое”.
Вопрос: Сколько яиц снесла курочка Ряба?
Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Перечислим некоторые из них.
1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов сказки (проводятся в форме «двигательного» рассказа).
3. Театрализованное физкультурное занятие с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр драматизаций.
4. Музыкально - ритмическое занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах. С использованием народных песен и мелодий.
5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры со сказочными героями.
6. Интегрированное физкультурное занятие, сочетающие фольклор и физические упражнения.
Сказку можно нарисовать.
Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. После знакомства со сказкой мы предлагаем детям нарисовать запомнившиеся им сюжеты или целиком проиллюстрировать сказку. Это позволило нам увидеть, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.
Следующим этапом нашей работы стало придумывание творческих сказок с опорой на знакомые сюжеты. Дети включились в эту работу. И когда сказок стало много, мы решили создать свою книгу сказок. Со слов ребенка мы записываем сюжет сказки, предлагаем им проиллюстрировать содержание, а потом вместе с ними оформляем его страничку. Поскольку дети еще не умеют писать текст, мы набираем его на компьютере. Дети, умеющие читать, с удовольствием обращаются к книге для собственного чтения. Книга сказок пользуется большим успехом у детей и у взрослых.
Сказку можно сложить из ткани. Например, на полу изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету.
А еще я обязательно рассказываю о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, почему у каждого народа свои сказки.
Сказки имеют запахи.
Очень интересная методика в обогащении сенсорного опыта, которая основывается на том, что это проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Проведенное исследование показало: на вопрос о том, какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще все называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую “палитру” запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, можно собрать богатую коллекцию запахов. В пластмассовые баночки положить разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех, эти запахи крышки банок впитают быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. На настоящем этапе мы готовим картотеку запахов: В нее войдут: корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, эстрагон, хрен, мята, календула, крапива, тимьян, лист черной смородины, сушеные грибы, чеснок, лук, различные виды фруктов и овощей, деревянная стружка, духи различных типов, апельсиновые и лимонные сушеные корки, йод, подсолнечное масло, смола, мед, ванилин, чай, кофе, какао, сухое молоко. Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей.
А ещё сказки звучат.
Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка). Создавать звуки можно и с помощью голоса.
Из приведенных примеров видно, что сказка может и учить, и лечить, и воспитывать, и развивать, и путешествовать зовет с собой. Да, дети очень любят путешествовать со сказочными героями или в сказочную страну.
Следует отметить, что социальное, культурное, нравственное, духовно-эстетические ценности, представленные в сказках, актуализируют ее как педагогическое средство приобщения детей к народной культуре. Понимание сказки не только как увеселительного произведения, но и как результата творчества многих поколений, способно пробудить творческие способности дошкольника и заложить интерес к дальнейшему познанию народной культуры. Сказка тогда выполняет эту миссию, когда она естественным образом включается в повседневную жизнь детей в различные виды деятельности.