Татьяна Скрягина
Методологические основы инклюзивного образования
Методологические основы инклюзивного образования
Человек может стать мобильным, обучающимся, адаптирующимся к изменяющимся условиям глобального мира, умеющим взаимодействовать с другими, понимающим и толерантным, самостоятельно мыслящим и действующим в новых для него условиях только в мировой интегрированной системе образования.
Публикация «Методологические основы инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
В современном социальнофилософском смысле интеграция понимается как форма совместного бытия всех людей обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Интеграция в образовании рассматривается как право выбора каждого учащегося места, способа и языка обучения. Для учащихся с особыми образовательными потребностями в случае их выбора в качестве места обучения учреждения общего назначения интеграция предполагает создание условий, адекватных качеству специальных образовательных услуг, и полное включение в образовательный процесс массового образовательного учреждения (инклюзия). Для обычных учащихся образовательная интеграция (инклюзия) означает свободу выбора между инклюзивным и обычным классом и обеспечение качества и темпа обучения, предусмотренных образовательным стандартом.
Указанные выше представления об образовательной интеграции и ее достаточно успешная реализация должны быть обеспечены конкретными философскими позициями, соответствующими научными теориями и методологическими подходами. Следовательно, необходима новая, отвечающая цивилизационным вызовам система образования. Такой системой выступила система инклюзивного образования, позволяющая каждому человеку включиться в образовательный процесс в любой момент по мере, возникающей у него необходимости и учиться в силу своих образовательных возможностей и потребностей.
Именно инклюзия, понимаемая в широком смысле как вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социальноэкономического статуса, является одним из главных направлений методологии развития системы современного образования.
Инклюзия — относительно новая для образовательной практики России форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах. Согласно этому инклюзивному подходу, все учащиеся обучаются в общеобразовательной школе, где создается комфортное адаптивное образовательное пространство, отвечающее потребностям всех без исключения детей. В целом, инклюзивный подход предполагает : принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Среди основных направлений методологии развития инклюзивного образования чаще всего называются:
подготовка общества к принятию статуса равноправия детей независимо от их особенностей более широкое освещение целей, задач и основных направлений инклюзивного образования в средствах массовой информации и на вебсайтах образовательных учреждений странучастниц
переход от дефектоориентированного подхода к поддержке развития потенциала каждого ребенка
диверсификация содержания школьного образования с целью удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех категорий учащихся
использование информационных технологий и развитие дистанционного образования для обеспечения равного доступа каждого к получению качественного образования
подготовка педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования [1, 70].
Наряду с данными декларируемыми философскими принципами, отсутствие методологии инклюзивного образования рождает множество вопросов, связанных с недоверием и критикой относительно самой идеи. К сожалению, государственная образовательная политика современной России вовлечена в процессы глобализации, не имея отчетливого философскокультурологического обоснования необходимых перемен. Она строится в усеченном контексте политикоэкономической «рыночной» глобалистики, в идеологии технократической модернизации, не учитывая специфики образования как особой сферы гуманитарной практики, традиций и культуры. Именно эта ситуация отчетливо представлена в современных образовательных стандартах, где обучающимся в средней и высшей педагогической школе предлагается россыпь отдельных и самостоятельных дисциплин. Можно с уверенностью утверждать, что таким способом формируется и соответствующая структура сознания, где отсутствует иерархия и субординация ценностных смыслов, где исключается сама возможность адекватного конструирования образа мира, где конкретное не обусловлено общим, а специальные, частные технологии важнее причинно следственных обоснований их применения.
Сегодня становится очевидным, что развитие отечественного инклюзивного образования неэффективно, если действовать только методом экстраполяции (аналогично процессов глобализации) — формального переноса наиболее удачных зарубежных моделей образовательной интеграции в неизменяемые условия обучения и воспитания отечественных образовательных учреждений общего назначения, без осмысления ее философии и теории.
Соотнесение реалий и практики отечественной инклюзии с теоретико методологическими основаниями мировой образовательной интеграции должно помочь корректировке отечественных интеграционных процессов, преодолению сделанных ошибок и их предупреждению в перспективе. Этому будет способствовать и дальнейшая разработка философских и теоретикометодологических оснований образовательной интеграции.
Для философии как одной из форм общественного сознания значима разработка мировоззренческого фундамента образовательной интеграции как новой социокультурной реальности и выработка методологических основ познания закономерностей внедрения и развития инклюзивных процессов.
Социальные условия и условия образования должны быть, таким образом, направлены на то, чтобы бытие человека с ограниченными возможностями стало максимально самостоятельным, независимым, а сам человек, занимая активную и ответственную жизненную позицию, стал равноправным членом общества, реализуя себя в этом обществе. Концепция самостоятельного и независимого образа жизни лиц с ограниченными возможностями определяет сегодня подходы к формированию целей и содержания инклюзивного образования.
Различные философские дисциплины дают возможность мировоззренческого изучения проблем инклюзивного образования. Так, с позиций философской и педагогической антропологии исследователи могут подойти к изучению антропологических аспектов проблемы обучения и развития человека с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования, исходя из того положения, что человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в большей мере, чем любое человеческое существо, нуждается в образовании. Это обеспечивается только в диалогическом процессе постоянного и активного взаимодействия человека с социокультурным окружением на протяжении его жизни и деятельности в условиях определенного исторического времени.
Аксиологические позиции некоторых современных философских направлений помогают анализировать проблемы ценностного отношения к самому феномену инклюзивного образования и человека с ограниченными возможностями в условиях этого образования результаты осмысления могут быть применимы при решении онтологических проблем, таких, например, как проблема качества бытия человека с ограниченными возможностями при наличии и отсутствии инклюзивного обучения. Характер решения этих проблем определяет особенности социальнофилософского осмысления жизнедеятельности и, в первую очередь, образования, социализации и выживания человека с ограниченными возможностями в современном мире.
Исследование философских проблем инклюзии не может обойти вниманием вопросы этики — норм и правил человеческого поведения, обязанностей людей по отношению друг к другу в условиях совместного обучения, проблему формирования этноса инклюзивной образовательной среды под влиянием гуманистической этики [2, 79].
С точки зрения гуманистической образовательной парадигмы, центральным ядром инклюзивного образования становится не ОБУЧАЕМЫЙ, усваивающий фрагменты социального опыта, а ЧЕЛОВЕК,
«учащий и воспитывающий себя». Такое видение совершенно меняет стратегию и тактику образовательного процесса. В этом случае развитие образовательного процесса предусматривает сначала прогнозирование, а затем планирование его в направлении развития личности, взращивающий в себе ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – гуманистическое. Ведь в широком понимании смысла слова образование — это способ воспроизводства человека, его образа жизни, накопление им жизненного ресурса. Человек — это главная производительная сила общества.
Сказанное говорит о том, что:
– методологическим основанием построения образовательных систем должна служить единая система фундаментальных и нравственных законов развития единого пространства жизни Человека, Общества, Природы и его подпространств
– инклюзивное образование должно начинаться с социальной, профессиональной и индивидуальноличностной диагностики человека, раскрывающей его родословную, историю и жизненный путь
– ключевым звеном преобразования человека, изменения его образа жизни, включения в социум является уяснение его собственных свойств, качеств, познание самого себя
в условиях инклюзивного образования имеющийся даже отрицательный опыт человека и общества (свой и чужой, будучи осмысленным и осознанным, будет выступать в качестве ограничителя — меры устойчивости процессов жизнедеятельности. И тем самым он начинает играть положительную роль. Инклюзия как демократическая форма «социального подхода к инвалидности» вызвана необходимостью изменения общей системы, исключающей существующие в ней барьеры, чтобы позволить каждому инвалиду быть полноправным участником академической и социальной жизни профессионального образовательного учреждения.
Одним из таких барьеров инклюзивного образования, существующих в нашем обществе, является отсутствие государственных (специализированных) образовательных стандартов (Г (С)ОС, которые должны представлять собой образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и/или психических недостатков обучающегося. Г (С)ОС должны быть направлены на создание адекватных условий обучения и социальной реабилитации, предусматривая, помимо прочего, лечебно профилактическую и оздоровительную работу, коррекцию недостатков развития.
Причинами, определяющими потребность разработки Г (С)ОС, являются:
– изменения взглядов в обществе на людей с ограниченными возможностями здоровья стремление в полной мере реализовать их право на полноценную социальную интеграцию, реабилитацию и независимую жизнь
– положительная динамика численности инвалидов в РФ, становление самосознания и самоопределения лиц с особенностями развития, которые становятся значительной социальной и политической силой в обществе
– широкая диверсификация типов и видов начального и среднего профессионального образования, а отсюда и необходимость регламентации условий, обеспечивающих качественную реализацию профессиональных, образовательных и индивидуальных программ реабилитации людей с нарушениями здоровья
активное реформирование и модернизация всей системы специального (коррекционного) образования в России и мире.
К основным характеристикам системы специального профессионального образования нового типа исследователи включают:
• свободу выбора форм организации образования и типа учебного
заведения
• создание образовательных учреждений комбинированного типа, где дети с особенностями развития разной этиологии могут обучаться совместно, в том числе и с нормально развивающимися сверстниками
• новый механизм взаимодействия специального и массового
образования, обеспечивающий проницаемость границ между специальным и обычным образованием. Эти условия должны найти свое отражение в Г (С)ОС.
Обобщение теоретикофилософских основ инклюзивного образования позволяет сформулировать следующие методологические принципы развития инклюзивного образования :
• научность (разработка теоретикометодологических основ
инклюзивного обучения, программнометодического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы)
• системность (обеспечение равного доступа к качественному
образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования : ранняя помощь — дошкольное образование — общее среднее образование)
• вариативность, коррекционная направленность (организация
личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционноразвивающей работы для удовлетворения социально образовательных потребностей, создание условий для социальнотрудовой реабилитации, интеграции в общество детей с нарушениями психофизического развития, в том числе детейинвалидов) :
• гуманизация (осуществление личностно ориентированного, индивидуального, дифференцированного, гуманистического подходов
• социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебнореабилитационном процессе)
• межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями) [5].
Обобщая сказанное, сделаем методологический вывод о том, что инклюзивное образование – это, по сути, процесс развития общего образования, который подразумевает реализацию гуманистического принципа доступности образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Такой методологический подход обеспечивает доступ к образованию и для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать гуманистический подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями.