Ирина
Методики, направленные на изучение воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность развития воображения дошкольников во многом зависит от того, какие методики использует педагог в работе с детьми. Одним из первых отечественных психологов, разработавшим методику оценки развития воображения по результатам поставленных задач, был Дудецкий А. Я. Он предлагал детям рисовать картинки, объединяющие слова или изображения.
Публикация «Методики, направленные на изучение воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Новый подход к оценке уровня развития воображения был предложен Бодровой Е. В. Используя психосоматические методики, она определяла индивидуальное семантическое пространство, особенности которого оказались сопоставимыми с уровнем развития проявляемого в игре детского воображения. Дьяченко О. М. считает, однако, что данный способ оценки носит косвенный характер и не позволяет установить уровень развития воображения ребенка в той или иной конкретной деятельности или при решении той или иной задачи.
Кириллова П. Д. для методик, связанных с сочинением детьми сказок, останавливается на таких показателях уровня развития творческого воображения детей, как наличие сюжета, характер переработки и комбинирования образов восприятий и памяти, словесные обозначения внешнего облика персонажей, количество образов и образных ситуаций.
Рыбакова М. М., анализируя детское словесное творчество, отмечает следующие значимые для оценки уровня развития воображения показатели : умение подчинить представления заданной теме, сюжетность рассказа, количество связей, включаемых в рассказ, особенности комбинирования и преобразования представлений.
Выделенные этими авторами критерии носят в частный характер не позволяют оценить уровень развития воображения ребенка, не связывая его жестко с той деятельностью, на материале которой оно анализируется. Так, критерии "сюжетность рассказа", "словесные обозначения облика персонажей" применимы только к анализу словесного творчества детей.
Одной из таких «словесных» методик можно назвать «сочинение сказки» Дьяченко О. М. Данная методика используется для выявления уровня развития воображения и предназначена для детей 5-7 лет. Детям предлагается следующая инструкция: «Сочини свою сказку, которую ты никогда не слышал, никто тебе ее не рассказывал». Затем за ребенком подробно записывалось его сочинение.
0 баллов при оценке выставляется, если дошкольник отказывается от задания или пересказывает знакомую сказку;
1 балл при оценке выставляется, если дошкольник пересказывает знакомую сказку, но вносит в некоторые модификации;
2 балла выставляется, если дошкольник основывается на некоторых известных сказках, но существенно их изменяет. Такие изменения могут касаться персонажей сказки с сохранением общего сюжета. Например, сказка не про трех поросят, а про трех зайчат. При этом история в целом схематична, без деталей;
3 балла выставляется за сказку, составленную таким же образом, но развернутую и насыщенную деталями;
4 балла выставляется, если дошкольник рассказывает сказку про персонажей, которые им придуманы, которые совершают также придуманные им самим действия;
5 баллов выставляется, если сказка создана дошкольником самостоятельно, и при этом изложение развернуто и детализировано.
Интересной представляется методика «где чье место?» Кравцовой Е. Е.
Автор методики отмечает, что для ее проведения надо уйти от конкретности и реальности, смоделировать в уме всю ситуацию целиком, увидеть целое раньше частей и перенести функции с одного объекта на другой. Методика предназначена для детей 5-7 лет.
Психологический смысл игры-методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Дошкольнику дается следующая инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в необычные места. Объясни, почему они там оказались».
В зависимости от уровня развития воображения дошкольники по-разному будут решать эту задачу. После оценки результатов методики ребенка относят к группе определенного уровня.
Первый уровень. Дошкольник испытывает трудности, выполняя задание. Ставит фигурки на привычные для них места, а все объяснения сводит к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на непривычное место, то ребенок не сможет придумать сюжет, как они там оказались. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: Кошка на клумбе потому, что она спряталась.
Второй уровень. Дошкольник легко поставит кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение вызывает у него трудности. Ребенок может переставить фигурку на привычное ей место, если попросить рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву или ребенок пытается это доказать: по телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить - ставит птичку в конуру.
Третий уровень. Дошкольник без затруднений расставляет кружочки на непривычные места и объясняет свои шаги. Для этой группы характерен этап обдумывания предложенной взрослым задачи. Ребенок может взять на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например : я волшебник, я оживлю эту картинку. Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это объясняется тем, что эта группа детей в своих действиях руководствуется с самого начала замыслом. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.