Григорьева Екатерина Сергеевна
Методики изучения проблемы общения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Картинки»
Авторы: Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина
Цель: выявление уровня развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Инструкция к проведению: Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж (см. приложение 2). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.
Публикация «Методики изучения проблемы общения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Ход и обработка результатов:
1. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ ребенка фиксируется в протоколе.
2. Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.
В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют», констатируется отсутствие социальной компетентности.
Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:
Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» — 1 балл
Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) — 2 балла
Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла
Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.
0 — полное отсутствие данного качества;
1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений);
2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений);
3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про
явления инициативы или повышенная чувствительность к партнёру).
Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол
В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 баллов
Методика «Два домика»
Автор: Т. Д. Марцинковская
Цель: определение круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
Инструкция к проведению: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Ход и обработка результатов:
В процессе исследования педагог индивидуально беседует с каждым из детей. Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.
Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу, в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования
Условные обозначения для социоматрицы:
+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)
– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
Определение социометрического статуса.
Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ, которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива: ССПВ = общая сумма положительных выборов.