Приложение МААМ

Методики изучения проблемы общения у детей старшего дошкольного возраста

Григорьева Екатерина Сергеевна
Методики изучения проблемы общения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методика «Картинки»

Авторы: Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина

Цель: выявление уровня развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Инструкция к проведению: Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж (см. приложение 2). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.

Публикация «Методики изучения проблемы общения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход и обработка результатов:

1. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ ребенка фиксируется в протоколе.

2. Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.

В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют», констатируется отсутствие социальной компетентности.

Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:

Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» — 1 балл

Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) — 2 балла

Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла

Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.

0 — полное отсутствие данного качества;

1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений);

2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений);

3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про

явления инициативы или повышенная чувствительность к партнёру).

Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол

В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 баллов

Методика «Два домика»

Автор: Т. Д. Марцинковская

Цель: определение круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция к проведению: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход и обработка результатов:

В процессе исследования педагог индивидуально беседует с каждым из детей. Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу, в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ, которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива: ССПВ = общая сумма положительных выборов.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения»Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: 1. Учить детей оценивать свои поступки и поступки других, сравнивая их с поступками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики изучения проблемы общения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2024 в 11:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методики изучения проблемы общения у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева Екатерина Сергеевна (УИ 3495547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД