Наталья Репш
Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.
Когда малыш учит стихи — развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память - это эмоциональная.
Публикация «Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника - ИГРУ.
1 способ. Учим стихи по картинкам.
Содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой.
Наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение - один из способов логического запоминания текста. Согласно этого метода, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
2 способ. Учим стихи в движении.
Разыграть, изобразить в движении. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Предложите ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». А теперь рассказываем снова и разматываем.
3 способ. Мнемотехника.
«Зашифровать слово». (Подсказка)
Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки.
4 способ. Учим стихи построчно.
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни,- повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца».
5 способ. «Театральный».
Разыграть его по ролям с «вещами».
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра,
включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
6 способ. Запоминания и проговаривания хором.
Заучивание стихотворений–средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. развитие эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.
Построение занятия по заучиванию стихотворения
1. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения.
Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта.
2. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора.
После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения воспитателем (наизусть) без установки на запоминание
3. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
4. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения.
Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.
1) Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось.
2) Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчивается стихотворение?»).
3)Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
5. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.
6. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.
Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна.
7. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей.
После заучивания можно 1) рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, 2) провести рисование на эту же тему, 3)послушать музыку.
В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.
Приемы по заучиванию стихов и формированию выразительности
- игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. - драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- воспроизведение игровых стихов методом игры (К. Чуковского, "Федорино Горе", «Телефон», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
- образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
- оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
- напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
- объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
- характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами». Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей.
Этапы работы над стихотворением по мнемотаблицам:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.