Коновалова Наталья
Методика выявления исходного состояния связной речи у дошкольников общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Целью констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности связной речи у дошкольников с ОНР.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать методики, направленные на исследование связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Провести экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности связной ре-чи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Проанализировать результаты эксперимента.
Публикация «Методика выявления исходного состояния связной речи у дошкольников общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Обследование проводилось в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. При правильных ответах мы поддерживали, одобряли ребенка, при неправильных – не исправляли, но в протоколах делали пометки. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике мы пользовались данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделили четыре уровня развития связной речи.
Использовались серии заданий, которые включали:
1 задание. Составление рассказа-описания по любимой игрушке.
Цель: выявить возможности детей с ОНР составлять самостоятельный рассказ-описание по игрушке.
Материал исследования: схема-таблица, с подсказкой о последовательности составления рассказа-описания.
Процедура и инструкция: воспитаннику предлагается составить рассказ-описание по схеме-таблице: «Как называется? Какого цвета, размера, формы? Какая на ощупь? Из чего сделана? Как играть с иг-рушкой?» (Приложение №1).
Ответы ребенка оцениваются следующим образом:
4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, ко-нец и выражено свое отношение к объекту;
3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;
2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;
1 балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.
2 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 картинки) (Приложение №2).
Цель: выявить возможности детей с ОНР составлять связный сюжетный рассказ по серии сюжетных картинок без предварительного анализа.
Материал исследования: серия сюжетных картинок «Щенок» (4 картинки) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.
Процедура и инструкция: Перед ребёнком выкладываются картинки и даётся инструкция «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».
Ответы ребенка оцениваются следующим образом:
4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последо-вательно передавая развитие сюжета;
3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помо-щью взрослого;
2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;
1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.
3 задание. Пересказ незнакомого текста («Дружные зайцы» по методике Л. Н. Ефименковой)
Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по струк-туре незнакомый литературный текст с опорою на сюжетную картинку.
Материал исследования: текст рассказа «Дружные зайцы»
«Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя.
— Вот что, братцы! — сказал старый заяц. — Нас много, а лисица одна. Давайте ее напугаем.
Спрятались зайцы в кустах и ждут, когда появится лиса. Видят зайцы, на опушке леса появилась ли-сица. Идет осторожно, вынюхивает. Тут как закричат зайцы хором: «Уходи отсюда!»
Испугалась лисица: «Ох! Конец мне пришел! Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой громкий!»
С тех пор лисица в этот лес не ходила».
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Процедура и инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно. Рассмот-ри картинку. Перескажи рассказ».
Ответы ребенка оцениваются следующим образом:
4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;
3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;
2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;
1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.
4 задание. Пересказ русской народной сказки «Репка».
Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить знакомый, небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал исследования: текст знакомой детям русско-народной сказки «Репка».
Процедура и инструкция: «Послушай внимательно сказку и перескажи». Текст произведения читает-ся дважды.
Ответы ребенка оцениваются следующим образом:
4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;
3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;
2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;
1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.
5 задание. Составление рассказа по сюжетной картинке («На прогулке» Смирнова И. А. Ло-гопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи Приложение №4).
Цель: выявить возможности детей с ОНР составлять связный сюжетный рассказ по сюжетной кар-тинке.
Материал исследования: сюжетная картинка «На прогулке».
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, кото-рый будет называться «На прогулке».
Ответы ребенка оцениваются следующим образом:
4 балла – ребенок правильно отражает сюжет картинки и самостоятельно составляет рассказ, учиты-вает все смысловые звенья;
3 балла – ребенок правильно отражает сюжет картинки и самостоятельно составляет рассказ с незна-чительной помощью взрослого;
2 балла – ребенок составляет рассказ с помощью взрослого;
1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.
6 задание. Составление творческого рассказа по ранее увиденному.
Цель: выявить возможности детей с ОНР составлять творческий рассказ из личного опыта.
Процедура и инструкция: Логопед выясняет, видел ли ребенок, как строится дом, или был ли он в лесу, в зоопарке и т. д., и просит ребенка рассказать о том, что он видел (любой сюжет).
Ответы ребенка оцениваются следующим образом:
4 балла – ребенок придумывает самостоятельно рассказ или сказку с развернутым сюжетом или опи-санием;
3 балла – ребенок затрудняется выбрать самостоятельно тему, составляет рассказ на тему, предло-женную педагогом;
2 балла – ребенок придумывает рассказ с помощью взрослого;
1 балл – ребенок не может составить связное высказывание даже с опорой на вопросы педагога.
Таким образом, максимальное количество баллов за выполнение всех заданий - 24 балла. По результатам диагностики выделяется 4 уровня развития связной речи.