Папки-передвижки

Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)

Людмила Шевякова
Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы

Методика проведения занятий по речевому развитию.

1. На занятиях по речевому развитию решается комплекс задач:

• по связной речи,

• звуковой культуре,

• грамматике,

• по словарной работе.

Всё занятие планируется так, что его итогом является связная речь - описание, рассуждение или повествование. Задания на развитие словаря, на грамматику, на развитие звуковой стороны речи - являются подготовительным этапом к составлению текста, поэтому всё это должно найти отражение в детских рассказах, будь то описание, повествовательный рассказ или рассуждение.

Публикация «Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)» размещена в разделах

В занятии должна быть игровая мотивация, т. е. игровая цель, ради которой мы всё это выполняем. Например, помогаем Пончику приготовить борщ (тема «Овощи, спешим на помощь Матроскину и Шарику в Простоквашино (тема «Дом. птицы», помогаем найти пропавшего щенка (тема «Дом. животные», составляем книгу с рассказами или сказками,, помогаем бабушке Федоре навести порядок с посудой, а Маше – растеряше – стать аккуратной, готовимся к конкурсу, участвуем в телевизионной программе, открываем мастерскую и т. д. И для решения этой цели выполняем различные задания и упражнения на грамматику, на звуковую культуру речи, на развитие словаря, и как итог, составляем связный текст (описание, повествование - рассказ или сказка, рассуждение).

2. Связная речь. К связной речи относится :

• Описание

• Повествование

• Рассуждение

• Пересказ

Описание. В старшей группе учим детей самостоятельно описывать разнообразные объекты, придерживаясь чёткой структуры.

Для чёткого понимания детьми структуры описания можно использовать модель – круг, разрезанный на три неравные части: две маленькие части – начало и концовка, одна большая часть – середина, можно использовать модели в виде солнца или в виде ромашки. В этом возрасте используем деловое описание и художественное, дети учатся отличать деловое описание от художественного. Для описания используем план, как словесный, так и в виде схемы. Важно использовать мотивацию для описания, дети должны знать, для чего они описывают объект - например, потерялась собака или кошка, надо дать объявление в газету или по радио; надо встретить гостя, а встречающий не знает, как он выглядит, кто-то хочет сделать заказ по телефону, а это требует подробного описания, требуется сделать рекламу чего-либо, надо кого-то или что-то похвалить, чтобы помирить друзей, ну и т. д.

Повествование. Продолжаем обучать составлению повествовательных текстов – рассказов и сказок, используя средства выразительности – синонимы, описания, диалоги. Детей учим отличать сказки от рассказов по их языковым особенностям: рассказы обычно начинаются со слов «как-то раз», «однажды», «дело было», в них нет традиционных сказочных выражений, концовок. Сказки же чаще всего начинаются с традиционных зачинов типа «жили-были», «в некотором царстве», «за морями, за лесами», в сказках встречаются сказочные слова, выражения, обязательно присутствует сказочная концовка. У всех повествовательных текстов обязательно должны быть начало, середина и конец. Формируем у детей умение связывать между собой предложения и части текста, используя слова связки типа «и вот, тогда, и вдруг, неожиданно, к счастью и т. д. Чтобы дети чётко усвоили структуру рассказа, можно использовать модель – поезд (паровоз, два вагончика). Составление повествовательных рассказов может быть

• по картине,

• по серии сюжетных картин,

• по предметным картинкам,

• из личного опыта.

По серии картин использовать схему не имеет смысла, по остальным видам используем схемы.

Рассуждение. В старшем дошкольном возрасте формируем представления о рассуждении как типе речи, в котором присутствует тезис, доказательство и вывод. Обучаем рассуждать на разном материале – на литературных произведениях, на природоведческом материале, на объяснение отгадок к загадкам, на убеждении кого-либо в чём-то. При обучении рассуждению можно использовать символ – дерево, где ствол – тезис, ветки – доказательство, крона – вывод. При затруднении в рассуждении можно использовать совместное и коллективное доказательство, когда дети дополняют объяснение аргументами. Рассуждение обычно начинается со слов «я думаю», «по-моему», «я считаю», «мне кажется» - так выдвигаем свой тезис, затем идёт доказательство – «потому что, во-первых., во-вторых». И делаем вывод - «таким образом», «значит», «выходит», «получается», «следовательно».

Пересказ. Для пересказа следует подбирать произведения сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью. При пересказе проходим следующие этапы:

• Сначала читаем произведение без установки на пересказ,

проводим беседу для уточнения идеи произведения (чему учит эта сказка, характеристики героев, разъяснения незнакомых слов и выражений, обратить внимание на языковые особенности (если есть фразеологизмы, эпитеты, сравнения, пословицы, поговорки).

• Читаем повторно с установкой на запоминание и последующий пересказ текста.

• Если произведение детям хорошо знакомо, то читать нужно сразу на установку пересказа. В старшей группе продолжаем интерпретацию детьми литературных текстов, когда в знакомые сказки вводится новый персонаж, или заменяется один персонаж другим героем, когда герои одной сказки попадают в другие обстоятельства (старая сказка на новый лад) или герой одной сказки попадает в другую сказку. Обучаем детей рассказывать тексты от лица литературных героев. Например, сказка «Лиса и козёл», сначала рассказать от третьего лица, потом – как рассказал бы хозяин, который вытащил козла из колодца, как рассказала бы Лиса своим лисятам, вернувшись домой, а как рассказал бы её козёл. В этом случае рассказывают только то, что увидел конкретный персонаж, рассказывает от первого лица. Также и по другим сказкам, можно вести пересказ от лица всех персонажей – детям нравится представлять себя сказочными героями и рассказывать, что с ними произошло. Здесь есть возможность детям понять, что чувствовали герои сказки, как каждый отнёсся к этой ситуации, проявляются артистические способности детей, развивается выразительность речи, фантазия, а самое главное – не падает интерес слушателей. Здесь можно использовать игрушки, кукольный театр, эмблемы, шапочки персонажей.

3. Словарная работа

В старшей группе большое внимание уделяется умению обобщать («Скажи одним словом», подбирать более точные по смыслу слова - синонимы – «Скажи по-другому» (на подбор синонимов) : мальчик бежит – мчится, несётся, летит, торопится; снег идёт – падает, кружится, летит, сыплется, порхает, валится, ребёнок весёлый – радостный, счастливый, довольный, смеющийся., «Скажи точнее», «Подбери более точное слово», «А как ещё можно сказать?». Умение подбирать синонимы имеет большое значение при составлении текстов, чтобы в них не повторялись одни и те же слова. Развиваем понимание многозначности слов «О чём ещё так можно сказать?», «Какие ещё ты знаешь иголки?», «мальчик идёт, а кто и что ещё может идти?» В словарь детей вводим слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, подбираем притяжательные прилагательные (волчий, заячий).

Упражнение на подбор антонимов «Скажи наоборот» : длинный - короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий, горячо-холодно, карандаш – ластик, мыло – грязь, холод – жара и т. д.

При подборе антонимов также мотивируем задание– поможем Маше определить, какая одежда нужна ей к утреннику: не грязная, а (чистая, не мятая, а (глаженая, не старая, а (новая, не повседневная, а (нарядная, не тёмная, а … (светлая) и т. д.

Незаменимы игры в лото – в этих играх можно решать уйму задач. Перед началом игры воспитатель предупреждает, как должен отвечать игрок, если у него есть такая картинка, и только после правильного ответа воспитатель отдаёт ему картинку. Например, воспитатель показывает картинку, ребё нок говорит: это лимон, он кислый, можно усложнить – назвать два или три признака (цвет, вкус, форму)

При подборе детьми слов (предметов, признаков, глаголов, наречий) эффективно работает приём поощрения фишками, наклейками, фигурками, эмблемами, картинками.

Также хорошо активизируется словарь как в личных, так и в командных в соревнованиях «кто больше назовёт»

4. Грамматический строй речи

В старшей группе продолжаем учить согласовывать существительные с трудными формами глаголов, существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, образовывать существительные и прилагательные при помощи суффиксов (мороз - морозный, лист - лиственный, глаголы при помощи приставок (бежал - забежал – убежал, понимать смысловые оттенки вновь образованных слов (берёза - берёзонька, умный - умнейший). Составляем сложные предложения, используя различные союзы и союзные слова (потому что; оттого, что; так, как; из-за того, что и т. д.) Учим правильно употреблять трудные предлоги (из, из-за, из-под, к, над и т. п.)

Игра «Прятки» или «Чего не стало, кого не стало» перед детьми картинки с изображением живых или неживых предметов, например, детёнышей птиц или животных. Картинки по очереди переворачиваются, дети отвечают на вопрос «кого не стало?» - утят, цыплят, котят, медвежат и т. д.

Для упражнений можно использовать «волшебную шляпу» - кто надел эту шляпу, превратился в «Хвастунишку» :

Ведущий по очереди надевает «Волшебную шляпу» детям на голову: «У Вани есть шапка», ребё нок в шляпе: «А у меня много шапок».

Превратился в «Жадину» : Ведущий (им может быть и ребёнок) показывает картинку: «Чья чашка?» Ребё нок в шляпе: «Моя чашка»

- Чьё яблоко?

- Моё яблоко,

- Чья груша?

-Моя груша и т. д.

Как вариант игра «Потеряшки» : у всех детей по картинке. Дети по очереди обращаются к товарищам: «Лена, это чья футболка?» Лена: «Моя футболка». И обращаясь к другому ребё нку: «Саша, чьё пальто?» Саша: «Моё пальто»

При выполнении заданий по обогащению словаря или на развитие грамматического строя также важно продумывать мотивацию – зачем мы это делаем. Упражняем в использовании предлогов – помогаем животным отыскать своих детёнышей (зайчонок – под кустом, медвежонок – на дереве, лисёнок – за пеньком и т. п.) Поможем малышу собрать игрушки – достанем пирамидку из-за шкафа, паровозик – из-под кровати и т. д.

Д/игра «Увеличилка» : Маленький – большой – огромный; носик -нос - носище, хвостик – хвост -хвостище, ветерок - ветер – ветрище, домик – дом - домище, глазик – глаз - глазище и т. д. Мотивация может быть такая: чтобы художник правильно изобразил семью медведей, расскажем чем они отличаются друг от друга: медвежонок маленький, медведица большая, медведь огромный, значит, у медвежонка носик, у медведицы -(нос, у медведя - носище. (лапки, лапы, лапищи; зубки – зубы - зубищи и т. д)

Вариант игры: Два домика –в одном живёт Уменьшалка, в другом доме Увеличилка. Один ребёнок будет Уменьшалкой, другой - Увеличилкой, можно две команды. Воспитатель называет слова, первый ребёнок называет это слово с уменьшительным суффиксом, другой с увеличительным. Затем можно поменяться.

5. ЗКР

В старшей группе учим вычленять из фразы слова с заданным звуком, определять место звука в слове, различать гласные - согласные, звонкие - глухие, твёрдые - мягкие звуки, определять количество слогов в слове. Формируем представление детей о звуке, слоге, слове, предложении, тексте. Продолжаем отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи, умение пользоваться различной интонацией. Учим детей определять слова, сходные по звучанию, т. е. подбирать рифму.

Для дифференциации звуков можно использовать упражнение – «Услышал звук – хлопни в ладоши» : Медведь любит мёд. Поэтому он любит все слова со звуком «МЬ». Как услышите этот звук – хлопните в ладоши: мышка, мишка, майка, марка, мялка и т. д. Так можно давать задание на любые звуки.

Разные речевые задачи необходимо включать и в другие занятия : например, по математике – согласование существительных с числительными (восемь морковок, две редиски, согласование существительных с прилагательными в роде числе и падеже (не стало синего треугольника, красный круг лежит рядом с зелёным квадратом) Употребление наречий –справа, слева, вверху, внизу, подбор антонимов (тонкий - толстый, узкий - широкий) и т. п. Хорошо вписываются в занятия по математике рассуждение (докажи, что это круг, описание – (опиши фигуру).

Публикации по теме:

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей. Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку,.

«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке» (Из личного опыта) .

Составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Программное содержание: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по карточкам-схемам. Продолжать учить детей правильно.

Адаптация. Записки из личного опытаАдаптация. Записки из личного опыта Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта. Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни.

Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста» Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной.

Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом. Фитбол-гимнастика.

Консультация для воспитателей «Рассказ детей из личного опыта» Рассказы из личного опыта имеет большое значение для развития речи детей. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в.

Сообщение по экологии из личного опыта «Стремимся познать окружающий мир»Сообщение по экологии из личного опыта «Стремимся познать окружающий мир» Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)
Опубликовано: 8 января 2017 в 15:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шевякова (УИ 27441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД