Светлана Кунавина
Методика проведения сюжетных игр в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методика проведения сюжетных игр в старшей группе.
Сюжетно-ролевая игра это деятельность самостоятельная. Она даёт детям возможность самим выбирать тему, развивать сюжет, подбирать партнёров, применять в разных вариантах свой опыт,знания, умения.
Однако самостоятельность дошкольников в сюжетно-ролевой игре относительна. Игровая деятельность может быть сформирована лишь в результате целенаправленного педагогического руководства. В старшей группе оно уже не имеет характера прямого обучения. Обучающие функции взрослого меняются на организаторские.
Публикация «Методика проведения сюжетных игр в старшей группе» размещена в разделах
Каковы же методы и приёмы педагогического руководства игрой?
Одной из форм организации игры являются игры, сюжеты которых создаются по мотивам сказок и небольших рассказов. Эти сюжеты служат как бы образцами для создания сюжетов самими детьми на интересующую их тему.
Другая форма организации сюжетно-ролевых игр-игры с предварительным планированием когда заранее определяются тема роли игровые действия, события и их последовательность.
Первоначально это может делать воспитатель, а затем и сами дети. Например обсуждая с воспитанниками интересующую их тему, педагог может предложить : «Хотите я расскажу вам, как бы я играла в путешествие?» Затем он излагает план игры, облегчая детям реализацию игрового замысла.
Третья форма организации сюжетно-ролевых игр отличается от первых тем, что определяется только тема. (Давайте играть в зоопарк) Сюжет заранее не обговаривается и строится по ходу самой игры. Это требует от каждого ребёнка умение развивать сюжет, воплощая его в ролевые действия, согласованные с действием партнёров.
Планирование игры и контроль за её развитием осуществляется либо воспитателем, либо ребёнком,хорошо знающим сюжет и пользующимся авторитетом среди товарищей.
Эффективным методическим приёмом является совместное придумывание (парой детей) рассказа или сказки, которые в дальнейшем могут использовать как игровые сюжеты. Причём при подборе пар необходимо учитывать симпатии детей и уровень их игровой деятельности.
Интересы и такой приём, когда из разных сказок подбираются два персонажа,противоположные по своим нравственным качествам (добрый и злой,например Золушка и Змей-Горыныч, Красная Шапочка и Кащей Бессмертный, мальчик-спальчик и злая колдунья.
Используются также приёмы преднамеренного изменения ситуации. Например можно предложить детям придумать новые события на основе сюжета сказки «Приключение Буратино», -Дети, а если бы Буратино попал в наш садик, как вы думаете,что бы он стал делать?»
При затруднениях в развитии повествования воспитатель даёт несколько вариантов дальнейших ситуаций, предоставляя выбор одной из них самим детям.
Воспитатель должен помнить что в старшей группе педагогическое воздействие должно осуществляться в основном с помощью косвенных методов. Эффективным средством являются разговоры с детьми о том, как протекала игра,кто был особенно внимателен к партнёру, почему все играли дружно и весело или, наоборот, почему не сложилось игра.
Разговоры педагога с детьми важны тем, что они помогают воспитанникам выделить и осознать свои взаимоотношения друг с другом, нормы которые обеспечивают совместную деятельность.