Людмила Пономарева
Методика постановки мюзикла в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методика постановки мюзикла в подготовительной группе
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
СТРЕЛИЦКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕБЕДЬ»
общеразвивающего вида
Семилукского муниципального района Воронежской области
Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ.
Методика подготовки и проведения мюзикла
с детьми подготовительной группы.
Из опыта работы
музыкального руководителя IКК
Пономаревой Людмилы Дмитриевны
2021-2022 учебный год.
Публикация «Методика постановки мюзикла в подготовительной группе» размещена в разделах
- Мюзикл. Сценарии мюзиклов
- Подготовительная группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Музыкально-театрализованная деятельность является одной из основополагающих в процессе воспитания и образования ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Достаточно значимую роль в этом процессе нужно отвести музыкальному руководителю. Привитие любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование чувства прекрасного через музыкальные произведения является его непосредственной деятельностью. Одной из самых интересных творческих форм музыкально-театрализованной деятельности является детский мюзикл.
Мюзикл – это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка и хореография. Этот жанр, яркий и современный, не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Для детей участие в подобного рода музыкальных спектаклях – это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. Одновременно можно и петь, и танцевать, и играть! А еще, выступать в прекрасных ярких костюмах, играть на сцене с красивыми декорациями, звуковыми эффектами, – вот так оценивают музыкальные руководители и воспитатели этот замечательный жанр искусства.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает наличие возможности у педагога модернизировать свою работу так, чтобы ребенок почувствовал себя полноправным субъектом образовательной деятельности.
Постановка музыкального спектакля с детьми – дело непростое и требует хорошей подготовки самого педагога. Это гораздо сложнее, чем подготовка какого-либо праздника или досуга. Однако полученные результаты с лихвой оправдывают все трудности подготовки, так как в отличие от других форм, музыкальный спектакль дает и детям, и педагогу возможность получать удовольствие и радость не только от результата работы, но и в процессе подготовки.
Основная цель музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.
Музыкально-театрализованная деятельность способствует решению следующих задач:
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного, прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников и воспитывать такие качества личности, как доброту, умение сочувствовать другому человеку.
4. Развивать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формировать опыт нравственного поведения.
5. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку.
6. Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры.
7. Развивать коммуникативные способности детей: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
8. Способствовать снятию зажатости и скованности.
9. Создавать условия для развития творческой активности детей.
10. Пополнять и активизировать словарь детей через ознакомление с основными театральными терминами.
Всю работу по подготовке и проведению мюзикла можно разделить на несколько этапов:
1. Подбор репертуара, знакомство детей со сценарием.
2. Выбор исполнителей.
3. Работа с родителями.
4. Подготовка декораций, костюмов, атрибутов.
5. Разработка концепции в украшении музыкального зала.
6. Непосредственная работа над мюзиклом :
- музыкальное направление;
- театральное направление;
- танцевальное направление.
7. Музыкальное оформление.
8. Объединенные репетиции для всех участников спектакля.
9. Закрепление.
10. Генеральная репетиция.
11. Премьера.
12. Спектакли для детей младшего возраста.
1. Подбор репертуара.
Подбор репертуара является важнейшей частью работы над мюзиклом. Насколько точно, интересно подберет сюжет для постановки музыкальный руководитель, насколько это будет резонировать с эмоциональным откликом у детей, ровно настолько замысел музыкального спектакля будет удачно воплощен и принят зрительской аудиторией. В основном это, конечно же, сказки. Они могут быть любые, самые разнообразные – русские народные, сказки известных детских писателей как русских, так и зарубежных и т. д. Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Волшебные превращения завораживают ребенка и ему с удовольствием хочется участвовать в этом. А жанр мюзикла включает в себя и сказку, и музыку, и хореографию, и театрализацию. Можно рискнуть и написать сценарий самостоятельно или же с помощью воспитателей.
2. Выбор исполнителей.
Большое значение для успеха мюзикла имеет правильный выбор исполнителей. На начальном этапе песни и танцы можно разучивать со всеми детьми. Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. В отличие от музыкальной сказки, в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей, потому что каждый персонаж мюзикла – это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия. Кроме того, в ходе подготовки музыкального спектакля у любого ребенка есть возможность проявить себя. Нужно подходить очень деликатно и индивидуально к каждому ребенку, так как в этом возрасте они очень ранимы. Цель не только не обидеть детей, а максимально донести до них, что маленьких ролей не бывает, и всякая роль и персонаж очень важны для постановки.
3. Работа с родителями.
Очень немаловажный аспект при постановке мюзикла – это работа с родителями. Самое главное – убедить родителей в том, что они не должны оставаться в стороне. Необходимо проявлять как можно больше активного участия: подготовка декораций, пошив костюмов (можно брать напрокат в специализированных магазинах, покупка атрибутов. Родители должны быть заинтересованы тем, что делают их дети, какая роль досталась их ребенку, как проходят репетиции, как помочь ребенку в выучивании текста и т. д.
4. Подготовка декораций и атрибутов.
Участие детей в изготовлении эскизов масок, костюмов и декораций – обязательная и интереснейшая часть подготовки музыкального спектакля. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры, представление превращается в целый мир, в котором живет ребенок. Предоставленная детям, хотя бы небольшая, возможность сделать для спектакля что-то своими руками, сделает их более заинтересованными и вовлеченными в процесс. Не стоит что-либо запрещать, дабы не губить их инициативу. В старшем дошкольном возрасте происходит становление не только ребенка как личности, но и закладываются все творческие навыки, которые в дальнейшем определят и выбор профессии, и предназначение.
5. Украшение музыкального зала.
Концепция украшения музыкального зала разрабатывается заранее. Здесь не помешает помощь родителей, если имеется такая возможность, и, конечно же, помощь воспитателей. Эстетика украшения должна соответствовать тематике музыкального представления. Но здесь можно проявить инициативу, воображение и изобретательность.
6. Непосредственная работа над мюзиклом.
Работа над спектаклем (разучивание сказки) происходит на индивидуальных, фронтальных и тематических занятиях.
На индивидуальных занятиях дети разучивают сольные партии, дуэты. Все диалоги на начальном этапе каждый ребенок разучивает с педагогом, исполняющим роль партнера. Когда ребенок запомнит свою роль, он начинает взаимодействовать с другим персонажем – ребенком. В этот же период на групповых фронтальных занятиях часть времени выделяется для разучивания хоров, танцев, массовых сцен. Таким образом, музыкальная сказка готовится фрагментарно с нескольких точек.
При постановке мюзикла ведется работа с детьми в 3 направлениях:
1) Музыкальное направление, включающее в себя вокально-хоровые занятия:
- постановка и развитие детского певческого голоса;
- формирование вокально-исполнительных умений;
- подготовка вокального репертуара;
- разучивание и освоение вокальных партий;
- формирование певческого дыхания, интонации, дикции и т. д.
2) Театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство) :
- развитие творческого воображения, фантазии;
- распределение внимания;
- раскрепощение ребенка;
- развитие речевого аппарата, выработка классического произношения звуков,
- образность и эмоциональность подачи текста;
- культура поведения на сцене и т. д.
3) Танцевальное направление:
- формирование чувства ритма;
- навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;
- постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).
7. Музыкальное оформление.
Фонограмма – это очень важное дополнение к оформлению спектакля. Использование различных звуков природы, а также классической и народной музыки делают спектакль более ярким и выразительным. Немаловажным аспектом является подбор музыкального материала для представления и своеобразного лейтмотива на протяжении всего спектакля каждого действующего лица.
Начинается этап разучивания вокальных партий под «минус». Если под фортепиано выучили надежно и хорошо закрепили, то у исполнения под «минус», как правило, не возникает трудностей. Прослушали несколько раз, музыкальный руководитель спел, спели вместе с ним – черновая работа уже готова. Далее идет работа над выразительностью, чистотой интонации, сценическим движением во время исполнения вокальной партии.
8. Объединенные репетиции для всех участников мюзикла.
Когда выучены все главные партии, дуэты, монологи, хоры, танцы, вокальные номера, диалоги, и дети уверенно владеют музыкальными партиями и текстом, наступает пора построения сцен. На этом этапе самой удобной формой работы являются тематические занятия, полностью посвященные созданию сказки. Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Группы формируются из детей, играющих главные роли, участвующих в какой-то одной или двух сценах и т. д. Фрагменты сказки постепенно укрупняются.
9. Закрепление.
На данном этапе все фрагменты спектакля соединяются в одно целое, выстраивается логическая последовательность сцен. Музыкальный руководитель добивается того, чтобы участники мюзикла исполняли свои роли органично и без заминок.
10. Генеральная репетиция.
Это важное мероприятие должно пройти в максимально доброжелательной обстановке. Минимум замечаний участникам спектакля. Отработать только грубые ошибки. Большое внимание стоит уделить самому началу спектакля, ведь именно оно задает настроение всему спектаклю и влияет на впечатление зрителей обо всем представлении.
11. Премьера.
Да, все очень волнуются. Но первостепенная задача музыкального руководителя – настроить маленьких артистов на успех, придать им определенную значимость, и научить ничего не бояться.
12. Спектакли для детей младшего возраста.
После успешной премьеры последует небольшая серия повторов мюзикла для воспитанников младших групп детского сада. Здесь полностью проявляются и радость, и ощущение успеха, а гордость родителей за своих детей-артистов просто не знает границ.
Таковы основные принципы работы музыкального руководителя по подготовке и постановке мюзикла с детьми подготовительной группы. Исходя из собственного опыта работы можно сделать вывод, что постановка мюзикла – главное «музыкальное событие» года. Очередной спектакль ждут с нетерпением и педагоги, и родители, и дети.
.
Список используемой литературы:
1. Буренина, А. И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб., 2002. – 114 с.
2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика».
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1996, № 6.
4. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности:
Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128, с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (6).
5. Кирнарская Д. К. «10 причин учить ребенка музыке».
6. Мерзлякова, С. И. «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет). – 2005.
7. Музыкальная энциклопедия. Серия «БСЭ». Под ред. Ю. В. Келдыша, – Том № 4, 2006.
8. Радынова. О. П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
9. Радынова О. П. А. И. Катинене. М. Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
10. Сорокина, Н. А. «Театр, творчество, дети». – Н. А. Сорокина, Л. Г. Миланович – 2015.
11. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина. М. : Издательский центр «Академия», 2002.