Початкина Татьяна
Методика по ознакомлению дошкольников с экологией (экспериментирование)
▼ Скачать + Заказать документы
Початкина Татьяна Петровна
воспитатель
МКДОУ «Детский сад №3»
Пояснительная записка.
Основная задача образовательной деятельности состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Экология обогащает чувственный опыт ребёнка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
Публикация «Методика по ознакомлению дошкольников с экологией (экспериментирование)» размещена в разделах
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчеству. Кроме того дидактический материал обеспечивает развитие типов детской активности : собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и их активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
«живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предлагать результаты опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиям с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
Реализация идеи экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:
- опора на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве одного из источников обучения;
- актуализация результатов обучения, предлагающая применение на практике приобретённых знаний, умений и навыков.
- индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учёт индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребёнка в отдельности;
- системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивание результатов, а также создание целостности знаний об экологии. ;
- организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
- криативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого-дидактических условий организации учебного процесса.
- учебный материал (характер его предъявлении) должен обеспечивать выявления содержания субъективного опыта ребёнка, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложения знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребёнка;
-В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребёнка с содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ребёнка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребёнок. Усваивая учебный материал.
Рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении с экологией.
- принимать каждого воспитанника как универсальную личность, уважать его, понимать, верить в него.
- Сопровождать воспитанника в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.
- Создавать атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в том, что происходит вокруг – на занятии, в обществе.
- Идти на занятие не с темой, а с насущной проблемой, которую непременно должны решить вместе с воспитанниками, и которая обращена к конкретной личности.
- Поддерживать в воспитаннике любую инициативу, положительно стимулировать активность и избегать внешнего принуждения в педагогическом процессе.
- Оценивать не только конечный результат, но и прежде всего процесс деятельности каждого воспитанника персонально.
- Быть искреннем в восхищении с человеком, природой. Искусством, пусть воспитанники поддерживают прекрасному чувству, и в них раскроется источник Красоты.
- Быть творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом.
Старшая группа (5-6 лет)
«Проверим слух»
Цель: Показать детям, как человек слышит звук.
Материалы и оборудование: Металлическая ложка, толстые бечевки длиной 60 см, стол (лучше металлический)
Ход занятия: Дети выясняют, что помогает слышать звуки (уши) под руководством педагога дети выполняют опыт. Привязывают ложку к середине бечевки, а концы бечевки – к указательным пальцам, так чтобы оба конца были одинаковой длины. Затыкают уши пальцами (ложка свисает на бечевке вниз). Дети наклоняются вперед, чтобы ложка свободна, повисла и стукнулась о край стола. Педагог обсуждает с детьми полученный результат и его причину (мы слышим благодаря тому, что уши воспринимают различные колебания)
Результат: Слышится звук, напоминающий колокольный звук.
Вывод: Ударяясь о стол, металл начинает колебаться, эти колебания передаются по бечевке ушам. Чтобы издать звук предмет должен колебаться. От него колебания передаются воздуху («толкают» воздух) и распространяются в нем. Колеблющиеся частички воздуха ударяются о барабанную перепонку, благодаря чему она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше, в среднее ухо, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.
«Посадим дерево»
Цель: Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Материалы и оборудование: Емкости с сухим песком, глиной, палочки – для каждого ребенка
Ход занятия: Педагог предлагает детям посадить дерево сначала в емкость с песком, потом – в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка и почему. Уточняют, где лучше держится палочка и почему
Результат: Палочка легко втыкается в сухой песок, но плохо в нем держится, падает. В глину палочка втыкается с трудом, но плотнее держится в ней
Вывод: Палочка легче втыкается в песок, так как он рыхлый и неплотный. Держится палочка лучше в глине – она плотнее.
«Уличные тени»
Цель: Рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.
Материалы и оборудование: Предметы разной степени прозрачности.
Ход занятия: Педагог и дети рассматривают тени на улице днем (от солнца) и вечером (от фонарей, а также в группе – от предметов разной степени прозрачности. Педагог обсуждает с детьми: что такое тень, когда и почему она образуется.
Результат: Тень появляется, когда есть источник света. Это темное пятно. Тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.
Вывод: От одного предмета может быть несколько теней, если рядом несколько источников света (лучи света идут от каждого источника, встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой «дорожке» появляется тень.
Чем выше источник света, тем короче тень.
По мере удаления от источника света тень удлиняется, контур становится менее четким.
Очертание предмета и тени схожи.
Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
«Почему все падает на землю?»
Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.
Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух, емкость с водой, песком, металлические шарики.
Ход занятия: Педагог просит детей подбросить предметы вверх и рассказать, что с ними происходит: какие предметы быстрее падают на землю, какие дольше держаться в воздухе, какие они по весу.
Дети и педагог рассматривают предметы, называют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, пытаются назвать причину. Одинаковые шарики дети опускают с разной высоты над емкостью с песком, выясняют, когда удар был сильнее, объясняют свою догадку. Затем дети опускают предметы с разной высоты над емкостью с водой, выясняют, когда удар был сильнее, объясняют свою догадку. С помощью педагога дети объясняют, почему опасно прыгать с высоких предметов.
Результат: Предметы, легкие по весу, имеющие большую поверхность, в воздухе держатся дольше. Тяжелые предметы ударяются об пол сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, тогда в песке увеличивается углубление. При опыте с водой: удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большей высоты получается больше брызг.
Вывод: Земля обладает силой притяжения. Все предметы падают на Землю, но с разной скоростью и силой удара. Это зависит от высоты падения, тяжести предмета и площади поверхности предмета. Поэтому опасно прыгать с высоких предметов, так как удар о землю будет сильнее.
«Родственники стекла»
Цель: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнивать их качественные характеристики и свойства.
Материалы и оборудование: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки – для всех детей, алгоритм деятельности.
Ход занятия: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют его качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Педагог рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнивать свойства и качества этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (прозрачность, поставить на солнечное место (теплопроводность, деревянными палочками постучать по чашкам (звенят). Педагог предлагает детям обобщить выявленные сходства и различия материалов
Результат: Эти материалы также обладают некоторыми свойствами стекла: они твердые и хрупкие, могут разбиться, как стеклянные предметы. Фаянсовые и фарфоровые предметы обладают теплопроводностью и звенят, но в меньшей степени.
Вывод: Есть предметы, обладающие сходными свойствами со стеклом. Это предметы из фарфора и фаянса.
«Какие свойства?»
Цель: Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материалы и оборудование: Емкости со снегом, льдом, водой.
Ход занятия: Дети и педагог рассматривают воду, лед и снег, сравнивают их по весу. Смотрят, что произойдет, если их соединить: как изменяется воды и льда, воды и снега, снега и льда. Рассуждают, как сделать лед непрозрачным.
Результат: Если соединить снег, воду и лед, то снег и лед растают. При соединении воды и льда, вода останется прозрачной, станет холоднее, ее объем увеличивается из-за растаявшего льда. При соединении воды и снега вода утратит прозрачность, станет холоднее, ее объем увеличится, снег изменит цвет. Соединенные снег и лед взаимодействовать не будут. Для того чтобы лед стал не прозрачным, его необходимо измельчить.
Вывод: Лед, снег и вода обладают различными свойствами. Взаимодействуют они по-разному: все зависит от разницы температуры между компонентами.
«Как легче плавать?»
Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением лапок лапок водоплавающих птиц, емкость с водой, механические игрушки (пингвин, уточка, лапка из проволоки (без перепонок)
Ход занятия: Педагог предлагает выяснить, какими должны быть конечности у водоплавающих птиц. Для этого дети выбирают картинки с изображением лапок водоплавающих птиц и доказывают свой выбор, имитируя греблю лапками. Дети рассматривают механических плавающих птиц, педагог обращает внимание на строение вращающихся частей игрушек. Некоторым игрушкам вместо лопастей вставляют контурные лапки из проволоки. Запускают оба вида игрушек и определяют, кто быстрее плывет и почему.
Результат: Игрушки, у которых лапки с перепонками, плывут быстрее.
Вывод: Лапки с перепонками отгребают больше воды – плыть легче, быстрее
«Разноцветные сосульки»
Цель: Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Материалы и оборудование: Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности.
Ход занятия: Педагог вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды. Затем педагог напоминает детям о зимних праздниках и предлагает украсить ель, растущую на участке, и сам участок разноцветными сосульками. Педагог спрашивает у детей, каким образом можно изготовить такие игрушки. Выслушав все предложения, вместе с детьми педагог составляет алгоритм действий: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска для сосульки, подкрасить воду акварелью, залить в приготовленные формочки, поставить в холодное место после замораживания воды сосульки вынимают из форм и развешивают на ветках ели.
Результат: В результате произведенных действий получатся цветные сосульки.
Вывод: Вода растворяет краску, приобретая ее цвет. Вода замерзает при низкой температуре даже с растворенной в ней краской.
«Горнолыжник»
Цель: Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами. Реализовывать свои творческие возможности, доводить работу до логического конца.
Материалы и оборудование: Иллюстрации на тему: «Зимние виды спорта»; кусок картона 20х45 см, трубочки для коктейля, пластилин, ножницы, цветная бумага, картон, 2 канцелярские скрепки, магнит, клей (все – на каждого ребенка).
Ход занятия: Педагог показывает иллюстрации, акцентирует внимание на горных лыжах. Предлагает из имеющихся материалов сделать игрушку – горнолыжника, спрашивает, как ее можно сделать. Выслушав детей, педагог предлагает вырезание из картона лыжи длиной по 5 см, а из пластилина вылепить фигурку к лыжам, под каждую лыжу подклеить скрепку. Для изготовления трамплина нужно отогнуть конец картона на 8 см в виде буквы «Г», поставить картон на стол, чтобы получился склон (можно его покрасить). Соломинки нарезают на кусочки длиной 7-8 см. один конец приклеивают к склону пластилином, а к другому приклеивают флажок из цветной бумаги передвижение по трамплину осуществляются с помощью магнита.
Результат: Фигурка двигается по картону, а ребенок ведет магнит под картоном.
Вывод: Магнит действует и через небольшой слой бумаги. Если знать это, можно изготовить интересную игрушку самостоятельно, используя свое умение работать с материалами.
«Если не видишь»
Цель: Научить детей узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства, объяснить, что свойства материала обусловливают способ его применения. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами.
Материалы и оборудование: Повязки на глаза из разных материалов (плотных и прозрачных); небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельности.
Ход занятия: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей. Педагог обращает внимание детей на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Все вместе определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять – разрезать на две части каждый кусок – попытаться разорвать пополам – опустить в емкость с водой и определить скорость намокания – сделать общий вывод о сходстве и различии свойств.
Педагог предлагает поиграть с повязками. Детям поочередно повязывают на глаза повязки из тканей разной плотности (шерстяной платок, вуаль, хлопчатобумажный платок). Педагог предлагает детям рассказать, что они видят через повязки, и акцентирует их внимание на зависимость применения того или иного вида ткани от ее качеств.
Результат: Через шерстяной и хлопчатобумажный платки ничего не видно, а через вуаль видно хорошо.
Вывод: В зависимости от вида и качественных характеристик люди по-разному используют их. Например, такое свойство, как прозрачность, используется для применения в шторах: тюль подбирают прозрачный, чтобы пропускал солнечный свет, а ночные шторы делают из более плотной ткани, не пропускающей лишний свет.
«Ветер в комнате»
Цель: Выявить, как образуется ветер. Показать детям на опыте, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.
Материалы и оборудование: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить, спички, принадлежности для рисования (для каждого ребенка).
Ход занятия: Педагог зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя. Педагог предлагает рассмотреть «змейку», ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой дети выясняют, почему так происходит, и с помощью горячей свечи повторяют опыт самостоятельно, под наблюдением педагога. Затем педагог предлагает определить направление движения воздуха вверху и внизу дверного проема, понимая – опуская горящую свечку и наблюдая за движением пламени. Дети объясняют, почему движение ветра разное. Педагог добавляет, что так происходит и в природе. Дети зарисовывают результаты опыта.
Результат: Пламя, когда на него дуют, отклоняется, так как на него воздействует поток воздуха. Воздух над свечой теплее – над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух.
Вывод: Теплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу. Через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух. Так возникает ветер в природе.
«Упрямый воздух»
(опыт №1)
Цель: Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материалы и оборудование: Шприцы (без иголок) для каждого ребенка, емкость с подкрашенной водой.
Ход занятия: Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и с помощью педагога демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды, пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие. Затем дети набирают воду в шприц, когда поршень вверху и внизу. Педагог предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.
Результат: Отжать поршень, когда закрыто отверстие, очень трудно, невозможно. Если поршень вверху в шприце, то воду набрать невозможно.
Вывод: Воздух при нажатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы и даже воду.
«Два магнита»
Цель: Выявить особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.
Материалы и оборудование: Два магнита.
Ход занятия: Педагог ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке. Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной.
Результат: В первом случае магниты притянутся, во втором случае они оттолкнуться.
Вывод: Магниты могут притянуться или оттолкнуться в зависимости от того, какими сторонами подносить их друг к другу. Поэтому в разных случаях магниты могут действовать по-разному
«Как растения пьют воду»
Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями
Материалы и оборудование: Лупа, стаканы с водой (для черенков и для полива, взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (для каждого ребенка)
Ход занятия: Педагог предлагает детям использовать растение бальзамина на черенки, поставив их в воду. Педагог обрезает стебель бальзамина, и дети рассматривают срез пенька, сохранившего связь с почвой. Затем дети поливают почву, наблюдая за происходящим. Выясняют, что происходит и почему. Дети объясняют, используя знания о функциях корней и стеблей, результат опыта зарисовывают.
Результат: На срезе пенька все время выступают капельки воды. Эти капельки можно рассмотреть через лупу, пока они не высохли на воздухе.
Вывод: Вода из почвы через корешки доходит до стеблей и идет дальше.
«Холодное и темное помещение для растений»
Цель: Выявить благоприятные условия для роста и развития растений.
Материалы и оборудование: Зимние или весенние ветки дуба, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, черенки бальзамина в стаканчиках с водой, модель зависимости растений от тепла.
Ход занятия: Педагог спрашивает детей, почему на веточках нет листьев, и предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек, появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев, зарисовывают, строят модель зависимости роста растений от тепла.
Педагог предлагает выяснить, как скорее увидеть первые весенние цветы. С помощью педагога дети выкапывают корневище мать-и-мачехи с частью почвы, переносят в помещении и снаружи.
Далее педагог предлагает детям сравнивать, где быстрее черенки бальзамина пустят корни (в теплом или в холодном помещении). Дети делают выводы и оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости растений от тепла (холодно – растения растут медленно, тепло – растут быстро).
Результат: После внесение веток в помещение почки увеличивается в размере, лопаются. Цветы мать-и-мачехи в помещении появляются через 4-5 дней, на улице –через 1-2 недели. У черенка, стоящего в теплом помещении, корешки появляется быстрее, чем у черенка, стоящего в холодном помещении.
Вывод: Для жизни и роста растениям нужно тепло. Чтобы скорее увидеть первые весенние цветы, необходимо их внести в помещение, чтобы им стало тепло. Чтобы растение дало корешки, необходима не только вода, но и тепло, их нужно внести в теплое помещение.