Виктория Воробьева
Методика обучения и воспитания детей Шиничи Сузуки. Музыкальное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Методика Сузуки – не только про раннее обучение музыке, это целая философия, которую можно применить к любым обучающим занятиям с дошкольниками.
2 слайд. Основная отличительная особенность методики в ее естественности. Подход к музыкальному обучению сродни обучению речи. Ребенок, слыша разговоры, учится говорить сам. То же самое должно быть в музыке, по мнению Сузуки. Музыка должна окружать ребенка с рождения, и тогда он заиграет.
Публикация «Методика обучения и воспитания детей Шиничи Сузуки, Музыкальное воспитание дошкольников» размещена в разделах
3 слайд. Шиничи Сузуки разработал уникальную систему гармоничного развития личности, в основе которой игра на скрипке. Будучи сам всемирно известным скрипачом, Шиничи Сузуки на примере игры на скрипке раскрыл принципы воспитания таланта в целом, и назвал свой метод «методом воспитания творчеством».
4 слайд. В основе его методики погружение в творческую среду, привлечение для создания этой среды родителей, мотивация желания ребенка реализовывать свои творческие способности.
В отличие от других распространенных методик музыкальная система японского педагога практически не встречает серьезной критики со стороны оппонентов, возможно, потому что она рассчитана на определенный круг семей, хотя доктор Сузуки и настаивал на универсальности своего способа воспитания.
5 слайд. Главный принцип методики Сузуки — схожесть музыкального обучения с манерой детского восприятия материнской речи. Маленькие дети могут, среди прочего, распознавать и музыкальные звуки. Для этого требуется окружение ребенка музыкальным фоном.
В занятиях музыкой не должно быть никакого принуждения. Ребенок может играть под музыку, кушать, веселиться. В отличие от взрослых, дети меньше устают от слушания музыки. Поэтому если начать упрекать малыша в его пристрастии к одним и тем же мелодиям, то можно тем самым свести на нет энтузиазм ребенка.
Каждый ребенок обучаем. Ведь каждый ребенок учится говорить, по сути легко и без усилий. По мере взросления речь ребенка совершенствуется, он может вводить в разговор сложные обороты и предложения. То же самое происходит и с музыкой.
Залог успеха в обучение – повторение. Проводить занятия необходимо каждый день. Чем больше практики, тем лучше закрепляется материал и появляется почва для «импровизации».
По мнению Сузуки, музыкальное образование ребенка следует начинать сразу после рождения. Вот что он пишет в своих «Заметках по поводу метода воспитания таланта»:
— Если я буду давать новорожденному прослушивать такую классику, как «Брандербургский концерт» или «Серенаду» Чайковского, или квартет Бетховена, я выберу всего лишь одну фразу и дам её слушать ребёнку целый день. Приблизительно через пять месяцев ребёнок запомнит эту мелодию.
При этом первые произведения ребенок выучивает на слух, без знания нотной грамоты.
Важное значение имеют качество производимого ребенком звука и правильное положение за инструментом. Эти два критерия просто необходимы для того, чтобы ребенок хорошо научился играть на инструменте.
6 слайд. Свои принципы обучения детей музыке Сузуки выработал, исходя из нескольких открытий.
Главное открытие Сузуки сделал, побывав в громадном инкубаторе для выведения японских жаворонков. В инкубаторе птенцы могли чувствовать себя как в гнезде – температура, окружающие условия были идентичны. С одним только отличием: вокруг была воссоздана тишина, прерываемая иногда голосом птицы-учителя. Сузуки заметил, что вылупившиеся птенцы начинают повторять трели учителя, а через какое-то время – начинают самостоятельно «импровизировать», переходя в ранг птиц-учителей.
Это открытие привело Сузуки к простой и, казалось бы, старой прописной истине – ребенок усваивает речь, которая звучит вокруг него. При этом не имеет значения, что это за язык: простой или сложный, китайский или английский. Если ребенок растет в тишине, с ним не разговаривают, то он будет попросту немым.
В чем же состояла суть метода маэстро Сузуки? Вот три основных положения. Во-первых, он верил в музыкальные способности любого человека, считая, что люди делятся не на музыкальных и немузыкальных, а на тех, кому родители и педагоги смогли привить любовь к инструменту, и тех, в ком не разглядели музыкальные способности.
Второе положение связано с искренним желанием помочь малышам — любовь к детям стала важнейшей составляющей метода. Ведь известно, что дети необычайно тонко чувствуют фальшь, неискренность в отношениях с ними. Человеку, который равнодушен к детям, не в состоянии любить их искренне и бескорыстно, добиться успеха практически невозможно.
Третье положение — привлечение к работе родителей. Без участия пап и мам, бабушек и дедушек, т. е. людей, которые больше других знают и понимают своего ребенка, метод не действует. В чем состоит это участие? Рекомендации просты: регулярно посещать уроки музыки, заниматься с детьми дома, а лучше всего и самим учиться играть на скрипке, чтобы понять тонкости методики.
7 слайд. И еще одна, возможно, самая главная мысль Шиничи Сузуки: воспитание отнюдь не сводится лишь к овладению музыкальными навыками, оно имеет в виду саму судьбу маленького человека, который осознанно вступает в большой мир.
Профессор Сузуки был духовным и нравственным человеком, воспитать таким же детей- это главное, к чему он стремился посредством игры на скрипке. Он не требовал от ребенка быть профессионалом и непременно в будущем зарабатывать деньги игрой на скрипке. Главная забота педагога и родителей - воспитать ребенка честным человеком с чистыми и благородными помыслами.
8 слайд. До сих пор многие люди полагают, что талант является врожденным и передается по наследству. Шиничи Сузуки убежден, что наследуются только физиологические особенности организма, с момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Человек - это продукт своего окружения. Жизнь заставляет его приспосабливаться. Дети живут, видят и чувствуют в соответствии с окружением. Нельзя воспитать в ребенке качество, отсутствующее в окружающей культурной среде. Идея должной среды в методике Сузуки воплощается как тщательный подход к выбору учителя; наличие в кругу общения ребенка порядочных и благородных людей, ориентирующих еще невзрослого человека на нравственные образцы; активная нравственная позиция родителей в воспитании; чтение книг и мотивация желания ребенка раскрывать свои способности.
9 слайд. Многие родители хотят всесторонне развивать своего малыша с самого рождения. Родители хотят начать обучать ребенка музыке, математике, письму, чтению как можно раньше. Но как при этом не навредить ребёнку? Именно для этого мы обращаемся к педагогическим идеям опытных педагогов.