Наталья Аркадьевна Вяткина
Методика обучения английскому языку детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основы иноязычной культуры дошкольника – это минимум фундаментальных положений содержания иноязычной культуры, способствующий формированию предпосылок к овладению иноязычной культурой в последующие годы, доступный для восприятия дошкольником.
Приобщаясь к иноязычной культуре, дошкольник овладевает совокупностью гуманистических идей и ценностей, позволяющих адекватно воспринимать другого и другое, выстраивать взаимодействие, овладевать иностранным языком, его правильно использовать, а также понимать ментальные смыслы, знать и применять языковые явления и формы, формировать в своем сознании картину мира, свойственную носителю иностранного языка как представителю того или иного народа. Формирование представлений об английском языке и иноязычной культуре включают знание норм, ценностей, традиций народа изучаемого языка, различные фоновые знания, лингвострановедческие знания и знание языка, как неотъемлемой части культуры народа.
В целом развивающе-практические, воспитательно-образовательные и общеучебные цели обучения иностранного языка дошкольников расшифрованы по годам обучения (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа) и представлены в практикумах по методике обучения английскому языку для дошкольников.
С точки зрения педагогики и психологии дошкольный возраст – это самое благоприятное время для такой учебы. Но из всего периода дошкольного детства наиболее благоприятным для изучения английского языка считается средний дошкольный возраст. И для того чтобы процесс обучения приносил и детям, и педагогу только хорошие результаты важно уделять большое внимание содержанию обучения.
Шпаковская выделяет следующие методы обучения английскому языку.
- Ассоциативный метод.
Детям с их развитым воображением этот метод подходит отлично. Его суть в том, что изучаемая фраза или слово связываются с каким-то очень ярким образом, картинкой. То есть, запоминая слово apple, они представляют вкусное сочное яблоко. Впоследствии яркий образ позволяет легко отыскать в памяти нужное слово.
- Коммуникативный метод (лексический подход).
Это метод изучения языка через общение, обсуждение – так дети постепенно учатся думать на английском. Можно обсуждать, как прошел день, насколько была интересной новая книжка или фильм, куда ходили на выходных.
Таким образом дети разучивают фразы и выражения, которые впоследствии легко используют в речи.
- Аудио-лингвальный и аудиовизуальный методы.
С помощью этих методов хорошо отрабатывается устная речь. В основе их – интересные диалоги, разучивая которые, дети легко учатся говорить.
- Метод погружения.
Дети смотрят фильмы, слушают песни, воспринимая таким образом оригинальную английскую речь. Хороший способ – общаться с носителем языка, который не сможет отвечать по-русски. Метод погружения учит думать на английском – хороший навык, который очень пригодится в будущем.
Принципы подачи учебного материала дошкольникам:
Чтобы занятия действительно были эффективными и не перегружали ребенка, они должны следовать определенным принципам.
• Добровольность занятий. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учить английский в раннем возрасте. Если уроки станут обязанностью, то они могут быстро надоесть, и впоследствии малышу может быть сложно изучать язык. Главная задача родителей и учителя – вызвать интерес к языку, и в этом хорошо помогает игра. Через игру дети познают мир и легко вовлекаются в процесс, без проблем осваивая важные языковые навыки.
• Мотивированность ребенка и интерес к урокам. У ребенка нет той мотивации учить английский, которая есть у взрослых. Им не нужно строить карьеру, они не осознают, что английский понадобится им в будущем. Поэтому важно заинтересовать ребенка чем-то другим. Если ему будет интересен процесс обучения, если это будет весело и неутомительно, ребенок сам будет стремиться к занятиям. Придумайте свою мотивацию.
• Комфорт ребенка при обучении. Комфорт – еще один важный момент при обучении. Одни дети легко остаются в группе с другими детьми и преподавателем, другим нужно, чтобы рядом находился один из родителей. Это зависит и от возраста ребенка, и от его характера. Если занятия будут для ребенка проходить естественно, то он легко начнет осваивать материал. Если вы видите, что ребенок сопротивляется изучению, не стоит оставлять это без внимания. Возможно, ему не подходит методика, не нравится учитель или ему просто тяжело. Стоит изменить подход, чтобы вернуть интерес.
• Последовательность обучения. До шести лет нет смысла нагружать детей правилами, орфографией и грамматикой, зато хорошо учить вместе новые слова через песни, танцы, игры. Главное, чтобы подача материала была последовательной и новые знания легко «ложились» на то, с чем ребенок уже знаком.
• Настойчивость. Прежде всего, помните, что вы ступили на нелегкий путь, награда в конце, которого велика. Будут времени, когда не будет никаких видимых результатов. В эти моменты вы должны поддерживать вашего ребенка и вместе с ним преодолеть возникшие трудности, не потеряв темпа.
Также, если методика, подобранная вами, вашему ребенку не по нраву, - лучше подберите ему другую методику. Главное - найти интересную методику, а настойчивость придет сама собой.
Критерии организации занятий по английскому языку для дошкольников. Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка, использовать их ситуативно, и осмысленно.
Формы занятий могут быть следующими:
1. Ежедневные 15 – 25 минутные занятия, сопровождаемые речью на иностранном языке во время режимных моментов.
2. Занятия два раза в неделю, 25 – 45 минут с перерывами для подвижных игр на иностранном языке и временем для лепки, рисования и изготовления поделок, тематически связанных с уроком.
3. Специальные занятия – уроки сказки и просмотр видео фрагментов –как дополнение к основным занятиям.
4. Встречи с носителями языка.
5. Утренники и праздники, на которых дети могут показать свои достижения – инсценировать сказку, продекламировать стихотворение.
6. Занятия – беседы.
7. Занятия иностранным языком на природе
Прежде всего, эффективная методика обучения английскому языку детей – заключается в самом знакомстве ребенка с языком. Кроме того, не следует забывать о том, что английский язык для ребенка дается легче в плане обучения, чем взрослому. Существует множество методик обучения английскому языку детей среднего дошкольного возраста.
Наиболее популярны такие методики как:
- методика Зайцева (базируется на использовании кубиков);
- алфавит Джеймса Питмана (44 буквы английского алфавита, каждая буква- произносится только в одном варианте, а все слова читаются так, как пишутся);
- игровая методика или game method (в игровой форме развиваются все знания об английском языке, начиная с грамматики и заканчивая разговорной речью);
- комбинированная методика (в этой методике используются различные виды деятельности игры, кубики, песни, картинки, танцы).
Каждая из вышеперечисленных методик, безусловно, по-своему эффективна и позволяет педагогам достичь нужного результата при обучении английскому языку детей среднего дошкольного возраста. Также многие педагоги в своей деятельности активно используют и внедряют на занятиях по английскому языку и свои лично разработанные методики. Использование таких методик на занятиях по английскому языку позволяет еще более усовершенствовать процесс обучения.
Необходимо выделить методы, которые были интегрированы в технологию обучения с английским языком детьми старшего дошкольного возраста:
1. Демонстрация наглядных пособий (картинок, мультфильмов, видеороликов в процессе бесед, изобразительной деятельности, совместной образовательной деятельности).
2. Беседа (во время чтения литературы, просмотров иллюстраций, картинок, после просмотра мультфильмов).
3. Чтение художественной литературы (чтение английских сказок, стихотворений в совместной деятельности с детьми).
4. Дидактические игры.
5. Разучивание и пение песенного материала.
Для создания эффективной технологии необходимо интегрировать некоторые формы и факторы, влияющие на успешность усвоения языкового материала ребенком. Можно выделить следующие факторы, которые необходимо использовать в методике.
Во-первых, мелодия. Мелодия сама по себе способна привлечь и удержать внимание ребенка на нужном материале, детям легче запоминать и заучивать определенные слова и фразу, если они их будут петь. Мелодия поможет с легкостью их вспомнить и в дальнейшем, воскресить в памяти выученные фразы и слова. Следовательно, мелодия является полезным и неотъемлемым фактором в игровой технологии. Ритм и рифма также, как и мелодия, способствуют эффективному усвоению языкового материала. Ритм может сопровождаться какими-либо движениями, шагами или танцами. Такой способ будет интересен для детей и кроме того, будет влиять на формирование слухопроизносительных навыков и на физическое развитие ребенка.
В процессе занятия преподавателю необходимо сопровождать свою речь и яркими невербальными средствами общения. Жесты и мимика заинтересуют ребенка и привлекут его внимание.
Кроме того, рекомендуется использовать различные средства наглядности, такие как иллюстрации, рисунки, картинки, схемы и пр. Они будут выступать визуальными опорами и вызывать у ребенка ассоциацию с тем или иным словом, качеством предмета и т. д. Также, наглядность помогает закрепить уже полученные знания у дошкольника.
Классификация М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
- фонетические игры;
- грамматические игры;
- лексические игры;
- орфографические игры;
- творческие игры.
Такая классификация игр рассчитана на детей школьного возраста. Но хотелось бы отметить, что уже в ДОО на занятиях по английскому языку педагог, имеющий достаточно высокий уровень знаний и хороший уровень подготовки будет придерживаться данной классификации, так как именно эта классификация достаточно точно отражает все стороны английского языка и способствует формированию навыков.
Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку является игра. Игра - ведущий вид деятельности детей 3-6 лет. Именно ее следует положить в основу учебного процесса, тем самым ребенок не будет просто учить незнакомые ему слова, и запоминать их. Учебный процесс будет ярким, запоминающимся и дети с удовольствием будут посещать занятия по английскому языку.
Каждый блок дидактических игр направлен как минимум на развитие одной из основных видов компетенций дошкольников. Для каждой игры, содержащейся в блоке прописана цель и четко определены роли педагога и детей. Дидактические игры, содержащиеся в данных блоках, подобраны с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Также игры, представленные в каждом блоке можно усложнять, чтобы в дальнейшем на занятиях по английскому языку можно было применять их и в старшей группе, и в подготовительной группах детского сада.
1. Фонетические игры
1) «Playing Airplane» («Игровой самолёт»).
Цель: постановка правильной артикуляции органов речи детей при произнесении английского звука [v].
Ход игры: Педагог: Ребята, вы когда-нибудь играли в «самолётик»?
Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд -и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v]. Давайте поиграем в «английский» самолётик:
The plane is going up to the sky [vvv - vvv - vvv].
Moving so fast and ever so high [vvv - vvv - vvv].
Over the land and over the sea [vvv - vvv - vvv].
But we always come back in time for tea [vvv - vvv - vvv].
Перевод:
Самолет поднимается в небо
Двигаясь так быстро и всегда так высоко
Над сушей и над морем
Но мы всегда возвращаемся как раз к чаю.
В средней группе детского сада четверостишие говорит только педагог, а дети произносят звук [v]. Данную игру можно использовать в качестве физкультминутки.
2) «Go, my little pony, go!» («Иди, мой маленький пони, иди»)
Цель: постановка правильной артикуляции органов речи детей при произнесении английского звука [ou].
Ход игры: Педагог: Вы когда-нибудь видели пони? В Англии очень любят пони. Вот почему, когда маленькие англичане играют, они часто представляют, что играют с пони. Они даже придумали особый стишок, чтобы лошадка быстрее бежала:
Go, my little pony, go!
Go! Go! Go! Go, my little pony, go!
Go! Go! Go! Gallop, pony, gallop, and go!
Перевод:
Иди, мой маленький пони, иди!
Иди! Иди! Иди! Иди, мой маленький пони, иди!
Иди! Иди! Иди! Галоп, пони, галоп, вперед!
В средней группе детского сада стихотворение дети могут пробовать повторять с педагогом. Педагог в свою очередь должен акцентировать внимание на слово go, так как именно в этом слове содержится звук [ou]. В данной игре детям можно предложить придумать движения и в дальнейшем использовать эту игру в качестве физкультминутки.
3) «Funny Forest» («Забавный лес»)
Цель: обучить правильному произношению, формировать слуховое внимание.
Ход игры: Педагог рассказывает детям сказку. Дети вместе с педагогом учат правильно произносить звуки.
В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа.
Ветер-ветерок напевал свою песенку - [w-w-w].
Дождик помогал ему и бил каплями по земле - [p-p-p].
О приближающемся дожде предупреждала сова - [u-u-u].
Ей поддакивали вороны, но вместо «да» слышно было только - [d-d-d].
А гуси возмущались - [g-g-g].
Мама-кошка звала своих котят - [ks-ks-ks].
Слышалось фырчанье ежей - [f-v- f-v].
А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть лесной травы, мычала - [m- m-m].
А из далека, слышалось рычание английской собаки - [г-г-г].
Для того чтобы дети воспринимали звуки не только на слух, но и визуально педагог в процессе игры может показывать детям карточки с изображением персонажа сказки и звуком, который этот персонаж произносит.
В подготовительной группе детского сада содержание сказки можно расширить, добавив в нее новых персонажей.
2. Грамматические игры
Хочется отметить, что грамматические игры для детей среднего дошкольного возраста, направлены лишь на ознакомление и отработку речевых конструкций и отдельных слов, так как грамматика английского языка предполагает изучение правил и времен, которые позволяют связывать отдельные слова и предложения.
1) «What is your name?» («Как тебя зовут?»)
Цель: научить употреблять речевой образец и правильно на него отвечать.
Ход игры: Педагог знакомит детей с новым речевым образцом, переводит и учит правильно отвечать на вопрос, который содержится в речевом образце. Затем пишет отдельно на карточках слова: What is your name?
Прикрепляет эти слова на доску в правильном порядке, произносит еще раз эту фразу с переводом каждого слова, чтобы дети знали, что это такое. Педагог просит детей внимательно посмотреть на фразу и запомнить последовательность слов. И говорить детям, что хочет проверить, насколько они были внимательны. Снимает с доски слова и просит кого-нибудь из детей правильно их разместить. Дети выходят к доске, если кто-нибудь ошибается, то педагог просит других детей помочь.
2) «How are you?» («Как дела?»)
Цель: научить употреблять речевой образец и правильно на него отвечать.
Ход игры: Педагог знакомит детей с новым речевым образцом, переводит и учит правильно отвечать на вопрос, который содержится в речевом образце. Затем пишет отдельно на карточках слова: How are you?
Прикрепляет эти слова на доску в правильном порядке, произносит еще раз эту фразу с переводом каждого слова, чтобы дети знали, что это такое. Педагог просит детей внимательно посмотреть на фразу и запомнить последовательность слов. И говорить детям, что хочет проверить, насколько
они были внимательны. Снимает с доски слова и просит кого-нибудь из детей правильно их разместить. Дети выходят к доске, если кто- нибудь ошибается, то педагог просит других детей помочь.
Продолжением этой игры будет ответ: «I’m fine, thank you.» («Отлично, спасибо»). Педагог прорабатывает эту фразу с детьми, проигрывая такую же игру. Педагог может усложнить задачу. Смешать обе фразы и попросить детей восстановить их.
3) «This is a picture» («Это картинка»)
Цель: создать естественную ситуацию для употребления речевых образцов: «Is this a. ?», «Yes, it is!», «No, it is not!».
Ход игры: в этой игре педагог может использовать картинки, на которых изображены фрукты, овощи, дикие и домашние животные, продукты питания, члены семьи. Например, педагог, показывая картинку детям спрашивает:
Is this a pear? - Это груша?
Если на рисунке на самом деле груша, то ребята должны ответить:
Yes, it is! - Да.
Если же на картинке что-то иное, то ответ должен быть таким:
No, it is not! - Нет.
После отработки речевых образцов с педагогом, дети могут разделиться на пары и отработать данные речевые образцы в паре, при этом меняясь ролями.
3. Лексические игры
1) «English words» («Английские слова»)
Цель: развивать речевую реакцию детей.
Ход игры: Педагог: «Поиграем мы сперва в английские слова. Загадаю вам, ребятки, небольшие я загадки. One, two, three! With us again! Раз, два, три! Вместе с нами повтори! (дальше педагог произносит текст и на каждое слово бросает мяч ребенку, который должен вернуть мяч обратно и дать ответ на заданное слово педагога)
Это вовсе не секрет: по-английски:
Кошка - cat, а собака - это dog, horse - лошадка, sheep - овечка, cow -корова, а rabbit - кролик, goat - коза, а pig - свинья.
Вот и кончилась игра.
Вариации слов могут быть абсолютно разными. Начиная с тех слов, которые дети услышали пару занятий назад и, заканчивая теми, которые услышали только сегодня.
2) «What mussing?» («Чего не стало?»)
Цель: активизировать речемыслительную деятельность детей.
Ход игры: После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например, по теме «Овощи и фрукты» педагог на доске или столе выставляет картинки (предметы, игрушки). По команде Sleep!» («Засыпаем!») дети закрывают глаза, убирается одна картинка (предмет, игрушка). Затем по команде «Wake up!» («Просыпаемся!») дети открывают глаза и называют на английском языке, какой картинки (предмета, игрушки) не стало.
3) «Pick up a picture» («Подбери картинку»)
Цель: закрепить лексику по нескольким темам
Ход игры: Педагог на столе раскладывает карточки с изображением предметов. Отдельно он кладет 5-6 обобщающих карточек: мебель, посуда, одежда и др. дети должны соединить предметные карточки с обобщающими и назвать сначала обобщающий предмет на английском языке, а потом все предметные карточки.
4. Орфографические игры. Орфографические игры по английскому языку также, как и грамматические игры достаточны сложны. Как правило, такие игры предусмотрены для детей младшего школьного возраста. Поэтому педагог по английскому языку в ДОО в силу возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста не ставит перед собой цели научить детей писать слова, или заучивать какие-либо правила по грамматике. Дети 4-5 лет более восприимчивы к устной речи, чем к письменной. Поэтому с английским алфавитом и грамматикой можно лучше подождать до 2 класса. Тем не менее, дети среднего дошкольного возраста будут в легкой форме знакомиться с написанием английских слов (на карточках, в обучающих мультфильмах).
1) «Path from words» («Дорожка из слов»)
Цель: тренировать память на выученные и новые слова.
Ход игры: Педагог выкладывает дорожку из больших карточек, на которых изображен и подписан предмет по-английски. Изображенный предмет может быть уже как из пройденной темы, так и только из предстоящей. Задача детей пройти по карточкам, называя их или переступая через незнакомые слова.
2) «The number and color» («Число и цвет»)
Цель: тренировать память детей в запоминании написания цифр и цветов по-английски.
Ход игры: Педагог рассаживает детей за большой стол или в круг на пол. И каждому ребенку раздает карточку с цифрой, а в центре стола или круга раскладывает разноцветные карточки. Педагог называет число и цвет, например, «three - blue» (3 - синий). Ребенок, держащий в руках цифру 3, находит и показывает карточку синего цвета, а другие дети внимательно за ним наблюдают. В случае его ошибки помогают и исправляют его.
3) «Please show me» («Пожалуйста, покажи мне…»)
Цель: тренировать память детей в запоминании написания животных по-английски.
Ход игры: Педагог на столе раскладывает картинки недавно разучиваемых животных. После чего обращается к детям с вопросами.
Например, «Please, show me a cat»? «Please, show me a rabbit»? «Please, show me a dog»? и т. д. Дети показывают картинки, тем самым отвечая на вопрос педагога. После чего повторяют всех животных, изображенных на картинках.
5. Творческие игры
1. «Zoo» («Зоопарк»)
Цель: способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Ход игры: Педагог предлагает каждому ребенку нарисовать животное. Дети рисуют и садятся в круг, не показывая свои рисунки друг другу. Каждый ребенок должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
1) Внешний вид
2) Чем питается
3) Что умеет делать
Угадав животное, дети называют его на английском, например, a cat, a dog, a mouse.
2. «Close your eyes and draw a funny fellow» («Закрой глаза и нарисуй смешного человечка»)
Цель: проявить речевые навыки в творческом задании.
Ход игры: Педагог раздает каждому ребенку лист бумаги и яркий фломастер. После чего по очереди каждому ребенку завязываются глаза, и он приступает к рисованию. При этом рисующий обязательно озвучивает всё, что рисует сначала на русском, а после того как только закончит свой рисунок называет части тела на английском.
3. «Picture» («Картина»)
Цель: дать возможность детям проявить фантазию в творческой игре.
Ход игры: Педагог раздает детям альбомные листы. На каждом альбомном листе нарисован эскиз животного. В коробочках предложены разные материалы. Дети оформляют аппликацию из тех материалов, которые им нравятся. После оформления аппликации каждый ребенок показывает и рассказывает, кто из животных у него получился и называет своего животного по-английски.
Сегодня существует множество методик, в которых обучение ребенка английскому языку учитывает все психологические особенности и способствует его развитию. Успешно применяются яркие цветные кубики, стимулирующие работу мелкой моторики, большие плакаты, использующие зрительный канал восприятия информации. Но, одним из наиболее популярных средств, как у педагогов, так и у родителей, остаются карточки для изучения английского. Ведь именно их так легко и просто использовать для проведения множества занимательных игр на английском языке. Во время игр с карточками развиваются память, образное мышление, логика ребенка. Кроме того, рассказывая о повадках того или иного животного, изображенного на карточке, ребенок может сам попрыгать, побегать, потопать ногами и похлопать в ладоши, тем самым провести небольшую зарядку, которая необходима для полноценного развития детей любого возраста.
Популярные английские игры с карточками, правила которых можно менять соответственно возрасту ребенка и уровню владения языком, получая при этом новые интересные игры: «Передай мне, пожалуйста», «Что это?», «Покажи мне, пожалуйста» и другие игры. Учитывая то, что у детей дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, для таких игр подойдут красочные картинки. С их помощью можно поиграть, и выучить слова на английском языке, узнавая больше об окружающем мире. Рекомендуется выделять на одну игру с карточками не более 15 минут: этого времени хватит, чтобы поддержать мотивацию к изучению английского языка, повторить все необходимые слова. Чем младше дети, тем меньше карточек должно находиться в ряду (для 3-4 лет достаточно шести карточек). Во время обучения детей не стоит забывать об их поощрении. Даже простая наклейка, полученная ребенком за старания на занятии, будет стимулировать его работу в дальнейшем.
Таким образом, можно сказать, что дидактические игры каждого блока будут уже на начальном этапе изучения английского языка способствовать формированию основным навыкам (чтение, письмо, говорение, понимание на слух). А также игры будут способствовать развитию всех основных видов компетентностей дошкольников, а именно таких как деятельностная, социальная, коммуникативная, здоровьесберегающая, информационная.
Основами всех перечисленных ключевых компетентностей обладают все дети. Но проявляются разные компетентности у разных детей в разной степени: ктото более говорлив, кто-то более деятелен и т. д. Как известно проявление компетентности многократно усиливается, если ребенку интересно, то дело, которым он занят или та игра, в которую его вовлекает педагог на занятии. Методика проведения занятий должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей структуры лингвистических способностей детей и быть направлена на их развитие. Занятия иностранным языком должны быть осмыслены преподавателем, как часть общего развития личности ребенка, связаны с его сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием. Обучение дошкольников английскому языку необходимо проводить в активной игровой форме, используя игрушки, разучивая веселые песенки, стихи, рифмовки, разыгрывая мини-истории, сценки, сказки. Весь материал целесообразно подавать в дозированной форме с учётом возрастных особенностей детей. Именно поэтому игры для дошкольника – это главный инструмент полноценного умственного, нравственного и физического развития ребенка, а также его успешной социализации.