Наталья Крутина
Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6 «Родничок»
Методика обследования фонематического восприятия
Подготовила учитель-логопед
Крутина Н. С
Май 2020
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух идет ознакомление с результатами исследования физического слуха ребенка. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшем условием формирования фонематического восприятия.
Публикация «Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР» размещена в разделах
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Поэтому отделяются вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляли основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия используются приемы, направленные на:
- узнавание, различение и сравнение простых фраз;
- выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);
- различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);
- запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов ( с изменением гласной: ма-ме-му, с изменением согласной: ка-ва-та, па-ба-па);
- запоминание звуковых рядов.
Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
Особенности различения звуков речи выявляется при повторении изолированных звуков или пар звуков.
Особое внимание обращаем на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких.
При исследовании фонематического восприятия используются задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающийся, так и близкий по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук [о] из звукового ряда [о]-[а]-[у]-[о]-[у]-[ы]-[о] или слог ша из слогового ряда са-ша-ча-ца-ша-ща.
Выявлению затруднения фонематического восприятия используются картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук. Например, распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки [р] и [л], на звуки [с] и [ш], звуки [с]-[з] и др. С этой целью подбирались комплекты предметных картинок, которые предъявлялись ребенку в перетасованном виде.
Проверяется, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса-крыша, день-тень, булка-белка).
При обследование фонематического восприятия выясняется, как ребенок воспринимает их на слух, как он их различает. Особенно этот относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех корригирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-ца, са-ча и т. д., звонких и глухих (да-та, ба-па, га-ка и т. д., сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д., мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.).
Для этого ребенку предлагается повторять вслед за логопедом различные по противопоставлению (оппозиционные) слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ас, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, то различение их проверялось следующим образом: ему предлагалется ответить каким-либо действием (поднять руку, хлопнуть в ладоши, если он услышит заранее обусловленные слог в ряду других слогов, содержащих согласные звуки, наиболее часто смешиваемые с заданным, например, слог ша среди слогов са, жа, ча, ща.
Далее проверяется различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук-сук, том-дом, ком-лом-сом, мишка-миска, коза-коса, лужи-лыжи, день-тень-пень. Ребенку предлагается выбрать нужную картинку, либо объяснить, например, что такое лужи, что такое лыжи и т. д. Также ребенку предлагается повторять подобные слова, например: миска – мишка, почка - бочка, Маша-Даша-каша, Паша-наша-ваша, или тень-день-лень-пень, или: бак-лак-мак-так-рак и т. д.
Список литературы.
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – м: Просвещение, 1973. – 167 с.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 254 с. : ил.
3. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2005.