Галина
Методика и опыт применения тематических недель в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика тематических недель
В последние годы тематические недели находят свое применение в построении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и являются интересной формой организации совместной деятельности взрослых и детей.
Тематическое планирование в ДОУ позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её.
Публикация «Методика и опыт применения тематических недель в ДОУ» размещена в разделах
Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.
Преимущества такого подхода:
• высокая эффективность за счет включения каждого участника в активную деятельность;
• развитие гибкости мышления, возможность для проявления своей индивидуальности и творчества;
• возможность для рефлексии, анализа и оценки своей деятельности (обратная связь);
• возможность для внедрения в практику ДОУ интегрированных форм организации образовательного процесса; вариативность применения форм и методов работы как во взрослыми, так и с детьми;
• возможность для вовлечения родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров;
• возможность для оперативного и в то же время системного решения актуальных проблем;
• появление условий для сплочения всех участников педагогического процесса, становление традиций детского сада;
• возможность для обогащения предметно-развивающей среды ДОУ, для плодотворного взаимодействия с окружающим социумом.
В основе тематических недель лежит принцип интеграции разных видов деятельности, которые затрагивают все сферы развития личности ребенка.
Одним из педагогических условий эффективности тематической недели является взаимодействие специалистов ДОУ, воспитателей и родителей, направленное на создание благоприятных условий для развития и самовыражения детей.
Цели и задачи тематической недели должны носить практический характер, что способствует развитию профессиональных качеств у педагогов, оказывает влияние на повышение педагогической грамотности родителей, содействует полноценному развитию дошкольников.
Тематика должна быть актуальна, интересна и педагогически целесообразна. Для тематических недель характерна четкая структура, подчиненная определенному алгоритму, включающая поэтапную реализацию всех компонентов.
Результатом тематических недель является :
- динамика личностного (и профессионального) роста и развития всех ее участников;
- создание базы системных разработок по определенным темам, что, безусловно, будет востребовано в дальнейшей педагогической практике и окажет содействие в повышении профессионализма специалистов детского сада;
- обогащение развивающей среды ДОУ.
Цели тематических недель
• Повышение профессиональной компетентности педагогов в разных сферах педагогической деятельности.
• Создание благоприятных условий для совершенствования воспитательно-образовательной работы по выбранной теме, повышение качества образовательного процесса в ДОУ.
• Содействие личностному росту и развитию каждого ребенка.
• Укрепление связи детского сада с семьями воспитанников, содействие качественному обновлению системы общественного и семейного воспитания дошкольников.
• Создание открытой системы сотрудничества ДОУ с микросоциумом.
В процессе планирования определенной тематической недели цели и задачи конкретизируются в соответствии с темой.
Е. А. Алябьева указывает, что эффективность данного планирования увеличивается, если учитывается ряд моментов:
— наиболее результативно сценарное планирование с единой линией сюжета. Оно обеспечивает полную преемственность в работе всех специалистов (педагогам предоставлена возможность самим продумывать мотив детской деятельности).
— тема определяет содержание дня, его цели, но не выражается в односторонности планирования, поскольку параллельно решаются и другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка;
— тематический (итоговый) день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одного вида деятельности на другой, а не находились долго в статическом положении или не были сверхактивны;
— для младших дошкольников ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные;
— игровой персонаж (игрушка или сам педагог) должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает сконцентрировать внимание на теме дня, нацелить на предстоящую деятельность, оценить ее (наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок).
— важно, чтобы у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно нужно планировать развивающую среду по теме;
— необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать их интересы, желания, потребности (это может проходить через планирование основных этапов дня в утренний отрезок времени в старших группах).
Структура годового тематического планирования.
Годовой тематический план включает в себя несколько блоков:
1. Мир растений.
2. Времена года.
3. Мир животных.
4. В мире искусства.
5. Профессии.
6. Дорожная азбука.
7. Познай себя.
8. Путешествие в историю.
9. Быт и традиции.
Каждый блок включает в себя определё нные лексические темы:
1. Мир растений.
• Фрукты, ягоды, овощи (сентябрь);
• Деревья, кусты, грибы (октябрь);
• Деревья, кусты (февраль);
• Цветы (май).
2. Времена года.
• Осень (сентябрь);
• Зима (февраль);
• Весна (май).
3. Мир животных.
• Дикие животные (февраль);
• Домашние животные и птицы (март);
• Дикие птицы (апрель);
• Насекомые (апрель).
4. В мире искусства.
• Народная игрушка (сентябрь);
• Устное народное творчество: песенки, заклички, потешки, загадки (октябрь);
• В гостях у сказки (декабрь);
• Театральная афиша (март);
• Народные музыкальные инструменты (апрель)
5. Профессии.
• В соответствии с возрастными особенностями детей (октябрь, январь, март).
6. Дорожная азбука.
• В соответствии с возрастными особенностями детей (октябрь, февраль, май).
7. Познай себя.
• Добрые поступки (октябрь);
• Части тела и лица (ноябрь);
• Я и моё имя (февраль);
• Школа вежливости (май).
8. Путешествие в историю.
• Наша Родина (ноябрь);
• Наша Армия сильна (февраль);
• Покорение космоса (апрель);
• День Победы (май);
9. Быт и традиции.
• Мебель (ноябрь);
• Посуда (ноябрь);
• Домашние электроприборы (декабрь);
• Одежда и обувь (декабрь);
• Рождество (январь);
• Продукты питания (февраль);
• Масленица (март).
Литература:
1. "Социально-коммуникативное развитие" "Развитие игровой деятельно-сти". Губанова Н. Ф.
2. "Трудовое воспитание в детском саду". Куцакова Л. В. "Знакомим до-щкольников с правилами дорожного движения". Саулина Т. Ф.
3. "Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром". Павлова Л. Ю.
4. "Социально-нравственное воспитание дошкольников". Буре Р. С.
5. "Формирование основ безопасности у дошкольников". Белая К. Ю.
6. "Этические беседы с детьми 3-7 лет". ПетроваВ. И., Стульник Т. Д.
7. "Познавательное развитие" " Конструирование из строительного мате-риала: ". Куцакова Л. В.
8. "Ознакомление с природой в детском саду". Соломенникова О. А.
9. " Ознакомление с предметным и социальным окружением: ". Дыбина О. В.
10. "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников". Веракса Н. Е., Галимов О. Р. "Проектная деятельность дошкольников". Веракса Н. Е., Веракса А. Н. "Развитие познавательных способностей дошкольников". Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л.
11. "Формирование элементарных математических представлений". Помораева И. А., Позина В. А.
12. "Речевое развитие" "Развитие речи в детском саду. ". Гербова В. В.
13. "Художественно-эстетическое развитие" "Детское художественное творчество". Комарова Т. С. "Развитие художественных способностей дошкольников". Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в дет-ском саду. Комарова Т. С. "Физическая культура" "Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет". Борисова М. М.
14. "Оздоровительная гимнастика". Пензулаева Л. И. "Физическая культура в детском саду". Пензулаева Л. И. "Сборник подвижных игр". Степаненкова Э. Я.