Никифорова Екатерина Алексеевна
Методическое пособие «В королевстве скрипичного ключа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие предназначено для старших дошкольников и младших школьников (подготовительный класс в ДМШ и ДШИ) для изучения нотной грамоты. Пособие предполагает заучивание стихов, песенок-попевок, отрабатывание навыков чтение нот с листа. Стихотворная форма намного облегчает запоминание специальных музыкальных терминов и способствует развитию интереса не только к музыкальной грамоте, но и к уроку музыки в целом.
Изучение нотной грамоты носит поэтапный характер:
1. Знакомство с нотным станом, счёт линеек снизу вверх.
Публикация «Методическое пособие „В королевстве скрипичного ключа“» размещена в разделах
Перенос нотных линий на свою руку: пять пальцев руки как пять нотных линий на доске. Запоминание названий нот: до, ре, ми, фа, соль ля, си.
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан.
И на нём все ноты-точки
Мы расставим по местам.
До с добавочной глядит,
Ре под первою сидит.
А на первой будет ми.
Фа – повыше загляни: между первой и второй,
Соль займет этаж второй.
Ля под третьею сидит,
А на третьей будет си.
Разучивание песни Р. Роджерса «В мире музыки». Составление слов с названиями нот: репка, речка, домик, лягушка, фабрика, фасон, мишка и т. д. Упражнение на запоминание нот: в четверостишие найти спрятанные нотки.
Дед Силантий жил в селе.
Бабку звать Людмилой.
Дом стоит у тихой речки
Воздух пахнет тиной.
2. Знакомство со скрипичным ключом, который открывает нотный стан. Это главный герой в нотной азбуке. Его верной подружкой служит нота «соль», т. к. живет на второй линии, с которой начинаем писать скрипичный ключ.
На второй линейке
Я живу.
С ключом скрипичным
Я дружу.
«Соль» - самая яркая, солнечная нота, изображена в виде солнышка. Разучиваем песенку-попевку «Солнышко», показываем и запоминаем ноту на руке (безымянный палец).
3. Ноты «ля» и «си» - две птички-невелички: ласточка, синичка.
Петь песенку со словами, с названием нот, по руке.
На закрепление изученных нот «соль», «ля», «си» выучить песенку «Ходит зайка» различными способами : со словами, с названием нот, по руке.
4. Нота «ми» - милая девочка по имени Мила.
Выучить песенку про ноту «ми» различными способами. А также повторять все пройденные ноты, их песенки, сочинять песни с известными нотами, петь различные песенки-распевки.
5. Нота «фа» - фасоль. Очень вкусная фасоль дружит с солнышком, которое ей помогает расти.
6. Ноты «ре» и «до» - собачка Рекс сторожит свой домик, в котором живёт его хозяйка Мила.
Итак, после того, как детям знакомы все ноты, можно разучивать небольшие песенки различными способами : со словами, с названием нот, по руке. А также необходимо тренировать навык чтения нот с листа.